К вопросу о роли крестовых походов в развитии наук Европы

Jul 01, 2013 21:44




Греческие труды по алхимии, математике, астрологии, которые распространялись в Византии через Константинополь, а также - на Востоке, вернулись в Европу благодаря арабам. Среди них известен арабский алхимик Мохаммед ибн Умайль, который упоминается в латинских текстах под именем Сеньор (Senior). Его называли Шейхом (Sheihk), что на латинский язык переводили как «Сеньор», «старший по возрасту». Транскрипция «Сеньор» укоренилась в латинской традиции, и лишь впоследствии было установлено подлинное имя алхимика. В Хайдарабаде было найдено около ста произведений этого вьщающегося мистика, которые до сих пор остаются неизданными. Хотя алхимия и содержит такой богатый материал, интерес к ней настолько незначителен, что некому взять на себя труд по переводу и изданию трудов по алхимии. Итак, перед нами лежат неисчерпаемые золотые россыпи, и их разрабатывать некому!

Арабы были весьма добросовестными переводчиками греческих текстов и почти ничего не привнесли в них. Переводы осуществлялись также в Персии и в других культурных центрах Востока. До нас дошли греческие, арабские и поздние латинские тексты. В случае утраты греческого текста, мы располагаем арабским переводом и по именам и другим деталям в арабском тексте можем определить, что оригинал был написан на греческом языке. В центрах мусульманской культуры существовали различные секты, которые сохраняли упомянутые научные традиции; например, в 644 году н. э. в Персии возникла секта шиитов как реакция на деятельность суннитов, ортодоксальных мусульман; кроме того, существовали друзы, сирийская народность, исповедовавшая нечто среднее между христианством и мусульманством, изъясняясь при этом на чистом арабском языке. Некоторые арабы считали, что алхимическая символика религиозна в большей степени, чем символика химическая. Тем не менее, они просто переводили тексты, избегая дополнений, основанных на их опыте.



Благодаря крестовым походам эти знания возвратились в Европу. Своеобразный интеллектуальный мост в Европу перекинули тамплиеры, установив контакты с друзами, которые представляли в исламском мире более мистическую, языческую секту и подчинялись «Горному Старцу, имаму, руководителю секты. Тамплиеры проявили интерес к иерархической системе посвящений и символам учения друзов. Друзы наладили контакт с некоторыми из высших иерархов тамплиеров (вероятно, в Иерусалиме) и ознакомились таким образом с их так называемой языческой практикой, за что впоследствии подверглись преследованиям. Друзы вошли в круг языческих увлечений Фредерика П. Штауффера, при дворе которого в Сицилии (к великому неудовольствию Папы римского) находились иудейские и мусульманские астрологи, математики и пророки.

Кроме того, на знаменитом острове Родос, через который рыцари ордена Св. Иоанна поддерживали связь с Востоком, а также в Испании, Южной Франции и других местах иудеями переводились на латинский язык тексты, которые способствовали проникновению в Европу восточной естественно-научной традиции. Церковь во главе с Альбертом Великим, Св. Фомой Аквинским и другими предприняла попытку устранить влияние восточной религиозной и естественно-научной традиции, интегрировав ее в соответствии с церковной догмой, но достигла в этом незначительного результата.

При этом суфийские источники говорят, что экспансия их знаний в Европу по упомянутым каналам была запланированной и управляемой с их стороны.


Азия, алхимия, наука, Европа, суфии, история

Previous post Next post
Up