Я довольно много рассказывал о Ганапати (Ганеша, Винаяка, Вигнешвара, Нандикешвара или Цогдаг по-тибетски). Он был идамом Нагарджуны, и практика этого идама широко распространена до сих пор в тибетском буддизме - в школах нингма и сакья. Некоторые буддисты, отличающиеся сильным "правоверием")), не позволяющим им проникнуть в суть Ганапати, не могут понять, "что такого нашёл в нём наш мудрейший Нагарджуна?" Но для этого стоит ознакомиться с корнями понимания о явлении Ганапати в древней вере хинду. Есть объяснение со стороны символизма ваханы Ганапати - мыши.
Средство передвижения Винаяки - мышь (мушика). Считается, что она передвигается в темноте, которая, в свою очередь, символизирует неведение. А Ганапати, соответственно, рассматривают как управляющего тьмой невежества.
Мышь также известна своим сильно развитым чувством обоняния (васаны). Основываясь на запахе, исходящем от объекта, мышь находит путь к нему. Внутреннее значение “васан” (кармических отпечатков в потоке ума, скрытых тенденций, склонностей ума или бакчаг по-тибетски) по отношению к человечеству заключается в наследовании “васан“, которые они приносят из своих предыдущих жизней. Эти васаны (унаследованные тенденции) ответственны за действия людей в их нынешних жизнях. Они также означают желания. Без осознания этого значения, лежащего в основе господства Винаяки над невежеством и желаниями, люди просто не могут понять, как такое большое существо, как Винаяка, могло ездить на такой крошечной твари, как мышь.
Ещё о практике ваханы Ганапати:
Как гору несчастий превратить в мышь. Вахана Ганапати Винаяка означает триумф мудрости над невежеством и триумф отсутствия власти эго над желаниями. Винаяка имеет экстраординарную силу и мудрость различения (праджня). Но, самое главное, он полностью свободен от личного интереса и корысти - в Нём нет никакого следа личной заинтересованности, которая сковывает действие высшей природы в нас. Люди обычно не осознают, что их любовь основана на привязанности к тому, что им нравится, но это не присуще самим объектам, а заключается в “васанах” или тенденциях ума (самскара). Практика Ганапати даёт власть над чувствами, и именно это необходимо, чтобы серьёзно продвигаться далее по пути к освобождению.
Как говорят хинду, если вы хотите вести счастливую жизнь, свободную от неприятностей и затруднений, вы должны молиться Ганапати, удаляющему все препятствия. Не нужно идти ни в какой храм. Вигнешвара пребывает в каждом из вас в качестве вашего буддхи (духовного разума) и виджняны (мудрости).
Человеческие качества являются комбинацией тела и сознания. Человек должен осуществлять самоисследование как первый шаг на духовном пути. Только тогда может быть постигнута реальность. Те, кто не склонен исследовать себя, готов осуждать других. Только человек, который готов проверить себя, как золото, сможет судить и о других.
Все материалы в моём журнале о Ганапати и доступных всем практиках здесь:
http://nandzed.livejournal.com/tag/%D0%93%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BF%D0%B0%D1%82%D0%B8