Ты не можешь остановиться

May 13, 2013 20:28




Вопрос: Когда вы говорите об отсутствии надежды, всё выглядит крайне депрессивно. Кажется, эта депрессия с лёгкостью может захлестнуть человека настолько, что ему придётся либо спрятаться в панцирь, либо сойти с ума.

Ответ: Это на ваше усмотрение. Полностью на ваше усмотрение. В этом-то всё и дело.

Это из беседы Чогьяма Трунгпы с учениками. Речь как раз о том, что Будда хотел бы видеть нас ответственными существами, чтобы мы были "светильниками самим себе". Вот только, если подход наш будет предельно честным, то это никаких надежд и страхов. Решившийся на это обречён "идти на тот берег". Без остановки. Он не может остаться здесь. Даже если ты достигнешь стадии "возвращающегося лишь раз", само твоё состояние - всегда вектор "парагатэ". Ты на переправе и не можешь её остановить и вдруг опять начать воспринимать весь этот бардак вокруг как "естественный ход вещей". Снова уснуть было бы странно. А если ты бодхи, то ты связан с массой существ, обетами и не только. То есть, тем более не можешь остановиться.

Вопрос: Кажется, такое отсутствие опоры - что-то большее, чем просто безнадёжность. Я хочу сказать, в безнадёжности всё же есть ощущение того, что ты кто-то, не имеющий надежды.

Ответ: Даже это подозрительно.

Вопрос: Есть ли что то…

Ответ: Видите ли, всё дело в том, что я не создаю абсолютную модель безнадёжности со всеми её возможными тщательно проработанными модификациями и не предлагаю вам работать с ней. Ваше внутреннее добро, ваша свобода от надежды - это единственная существующая модель. Если бы я что то сфабриковал здесь, это была бы просто уловка, нечто нереалистичное. Но это, скорее, ваша безнадёжность, ваш мир, ваша фамильная драгоценность, ваше наследство. Эта безнадёжность появляется в вашем существовании, в вашей психологии. Всё дело в том, чтобы раскрыть её в себе такой, какая она есть. Но она по прежнему безнадёжна. Как бы вы ни пытались сделать её обнадёживающей, она всё равно безнадёжна. И я не могу придать ей другую форму, иначе смоделировать её. Здесь вам не телевидение, где политическим кандидатам перед выступлением пудрят лицо и красят губы помадой, чтобы сделать их внешность более презентабельной. Здесь этого сделать нельзя. В данном случае, это безнадёжно, абсолютно безнадёжно. Вам придётся сделать по своему.

Вопрос: Можно ли полностью осознавать безнадёжность, и всё же оставаться радостным?

Ответ: Ну, знаете, безнадёжные ситуации бывают разными, но все они - лишь проявления безнадёжности. Думаю, то, что вы описали, возможно, но кого вы пытаетесь обмануть?

Дхарма, буддизм, освобождение

Previous post Next post
Up