Именно об этом я всегда говорю - каждый буддийский Учитель, включая великих, повторяет как аксиому "Ум нематериален", но почему это вдруг стало аксиомой? Взять, например, насильственно "вскрыть" тонкое зрение любому малоподготовленному человеку, и пусть потом попробует созерцать шунью!))))) Чтобы поверить в элементарные аксиомы для слепых буддийских неофитов, такому человеку придётся приложить массу усилий и получить некоторую реализацию, ведь понадобится "шуньевым взглядом" просто-таки прорубить тонкий мир! И окажется, что искомая шунья - несколько дальше, чем это могут понять простые, как полено, неофиты. Просто, пока они не имеют внутреннего зрения, им легко абстрагироваться от зрения тела, а остальное объявить нематериальным)). А если человек начал видеть там, где "не положено", вдолбить ему телесно-ориентированные аксиомы будет затруднительно. По сути, такие аксиомы есть протез для грубого ума.
Правда, проще будет объявить такой ум нечистым, дескать, чистый ум нихрена не видит, что тоже ложь, и каждый из этих так называемых учителей об этом знает - есть базовая осязательность ума, а не тела, есть сознания зрения, осязания и т. д., джнянендрии - вот что используется для трансформации в тантре, и они никуда не деваются, иначе и трансформировать было бы нечего!
Я уже не говорю про стыдливые экивоки в теме каналов и бинду: "они не существуют, но будьте осторожны с их манипуляциями"))). Ржунимагу. Работа сознания создаёт индвидуальную картину узлов каналов. А что есть эта работа сознания, как не движение пран в каналах?! В тантре Гухьясамаджа конкретно указывается - левый канал - это канал субъекта, движение в нём праны - это движение "нас" в мире, а правый канал - это канал объектов, отражает мир вокруг "нас". Будьте осторожны с воображением - оно существует!
По сути, все "наставления" о нематериальности ума и в то же время преодолении грубых и тонких завес этого самого ума похожи на долгие беседы нищих у ворот дворца, в котором они никогда не были и не будут! Во всяком случае, пока не начнут действовать. А вошедшие внутрь ума уже никогда не сидят с нищими перед воротами!))
Короче, нет смысла представлять из тайны девственницу, когда она "родила". Просто в этом случае окажется, что энергетическая картина мира не так уж и проработана в буддийской ваджраяне, будучи оставлена на произвол судьбы каждого отдельного практика.