Внутренние тантры Старой школы. Маха- и ану-йога. Краткие принципы

Mar 31, 2013 17:52




МАХА-ЙОГА

Последователи этого пути используют все проявления существования, никоим образом к ним не привязываясь. Маха-йога переводится как "великая йога-тантра", в смысле ее непревзойденности в применении упаи-метода, мужского аспекта. Ее целью является реализация абсолютной истины в аспекте нераздельности видимых форм и пустоты, когда все вещи принимаются как сущность ума и дхармакая, а также реализация относительной истины в аспекте чистой проявленной мандалы идамов. На относительном уровне все манифестации, мысли и проявления рассматриваются как сакральные аспекты божеств. Ученик воспринимает все существующее в качестве Божеств и концентрируется на недвойственности блаженства, ясности и не-мысли.


Посредством употребления "пяти мяс" и "пяти нектаров" достигается недвойственное отношение к чистому и грязному, а в качестве плода практики достигается состояние мандалы пяти, ста тысячи или бесчетного числа тантрийских семейств-генезисов за одну человеческую жизнь, в момент смерти или в промежуточном состоянии. Он может стать пробужденным в этой жизни.

Она также называется иногда отцовской тантрой и сосредоточена в первую очередь на подробных визуализациях и различных других действиях "второстепенной" важности. Упор в практике делается на реализации иллюзорного тела (майядеха), так как оно является проявлением конечной мудрости в плане искусных методов, завершающим процессом развития внутренней энергии и деянием экстраординарного поведения для подавления врагов Дхармы. Эта практика в первую очередь для тех людей, у которых преобладает гнев или агрессивность и различающее мышление.

Воззрение. Понятие абсолютной истины заключается в том, что все вещи являются сущностью мысли и что проявление и шуньята неотделимы в сфере Дхармакайи. Относительная истина - это способность проявлять себя таким образом, что все мышление, речь и действие являются самопроявлением мандалы Ваджрного Тела, Речи и Ума.

Цель. Реализация нераздельности видимых проявлений и пустоты.

Практика. Практика отцовских тантр включает использование искусных методов и объектов всего круговорота бытия, не имея привязанности ни к одному, наслаждения ими и использование их в практике, не отвергая и не принимая ничего, включая такие объекты, как пять мяс и нектаров.

Медитация. Медитация сосредоточена на недвойственной высшей мудрости блаженства, ясного света и отсутствия умозрительности благодаря очищению всех проявлений, а также на представлении их как божеств и их окружений и на том, чтобы визуализировать психофизические составляющие (скандхи, phung-po), чувственные сферы (дхату, khams) и чувственные входы (аятана, skye-mched) как божественные.

Результат пути. Достижение полностью пробужденного состояния в этой жизни.




АНУ-ЙОГА или Последующая йога

Ану переводится как "вслед за" - то есть йога-тантра идущая после махайоги, либо имеется в виду более глубокий аспект, в смысле акцента этой системы на интуицию, женский подход, идущий вслед за мужским. Все явления согласно этой тантре рассматриваются как три мандалы Адибудды Самантабхадры, Его Супруги и их соединения.

Эта практика не уделяет много внимания визуализации Божеств. Скорее, ученик делает упор на Совершенстве блаженства, ясности и немысли. Это достигается посредством йогических практик с нади, бинду и пранами в теле. Утверждается, что все проявления являются тремя великими мандалами, это - спонтанность, пустота и великое блаженство.

В этой тантре есть два пути: Путь Освобождения (санск. мокша марго) и Путь Искусных Методов (санск. упая марго). На пути Освобождения медитируют на Неконцептуальную Мудрость и видят все проявления как Божества и их Чистые Страны. На пути Искусных Методов достигают мудрости, используя четыре или шесть чакр тела. Посредством этих практик возможно достичь Состояния Будды за одну жизнь.

Ану-йога тантра также известна как материнская тантра. В тантрах этого раздела упор делается скорее не на искусные методы, входящие в Стадию Зарождения, а на Стадию Завершения. Таким образом, эта практика подчеркивает развитие Различающей Мудрости, познающей шуньяту. Это совершается посредством йоги Ясного Света, а метод завершения искусных методов состоит в том, чтобы использовать блаженство, достигаемое через сексуальную практику. Из четырех видов деяний, которые могут быть предприняты в тантрийской практике, а именно: деяния усмирения, увеличения, силы (привлечения, подчинения и покорения) и гневные (разрушительные) - здесь упор делается главным образом на деяния силы. Эта тантра обращена в большей степени к людям, у которых преобладает страсть и которые хотят стабилизации сознания, а также имеют способности заниматься физическими практиками.

Воззрение. Практикующий воспринимает все, что возникает, как три мандалы. Мандала природы всего проявляется спонтанно и видится как Самантабхадра - мужская сторона в этой практике. То, что лишено всякой привязанности к крайним воззрениям, воспринимается как изначальная мандала, которая существует с самого начала и проявляется как Самантабхадри, женская сторона этой практики. То, что оба они пребывают по природе в сущности неразделимого союза, или соединения, воспринимается как мандала бодхичитты. Плодом этой всецелой интеграции является Великое Блаженство и представляется он как сын этого мистического союза.

Цель. Реализация Великого Блаженства.

Практика. Практика главным образом концентрируется на понимании сущности единственности, или целостного воззрения.

Медитация. При медитации развивают осознание того, что мир и все живые существа были просветлены в мандалах божеств с самого начала. Здесь делается меньший акцент на визуализации и больший на совершенстве Блаженства, Ясного Света и отсутствии умозрительности посредством йоги нади, йоги бинду и йоги психической энергии (rtsathig rlunggi rnal‘byor).

Существует два аспекта медитации в Ану Йоге: путь освобождения и путь искусных методов. В пути освобождения созерцают абсолютное значение реальности, развивая изначальную мудрость, которая не нарушается умозрительным мышлением (rnampar mirtogpa‘i yeshes). В соответствии с "буквой" созерцают, читая мантры для визуализации и визуализируя весь мир и живых существ как мандалы божеств, возникающие в вашей сфере восприятия спонтанно, как рыбы, выпрыгивающие из реки. В пути искусных методов медитация включает развитие Вместерожденной Изначальной Мудрости (lhanskyeskyi yeshes) посредством использования четырех или шести психических центров (чакр, ‘khorlo) "верхних дверей": головы, горла, сердца, пупка, живота и сексуального, - что является постепенным путем, или посредством использования союза "нижних дверей", что является мгновенным путем.

Результат пути. Достижение полного пробуждения в пространстве одной жизни, обретение тела великого блаженства.

тибетский буддизм, понимание, нингма, тантра, ваджраяна

Previous post Next post
Up