Первое место, которое представлено пятью мужскими и женскими буддами, это пять совокупностей и элементов. Совокупность сознаний в своей чистой природе является Акшобхьей. Совокупность форм - это Вайрочана, совокупность ощущений - Ратнасамбхава, совокупность восприятий - Амитабха, а совокупность образований - Амогасиддхи. Природа элемента земли - это Будда Лочана, воды - Мамаки, огня - Пандара Васини, ветра - Самайя Тара, пространства - Дхатвишвари. Второе место - это основы органов чувств, которые являются восемью мужскими бодхисаттвами, а их соответствующие объекты - женскими объектами.
Третье место, включающее действия и чувства, иногда описывается как совершенство мужских и женских стражей врат, а иногда - как естественная чистота четырёх верований и четырёх аспектов времени.
Четыре мужских стражника - это Амрита Кундали, Хаягрива, Ачала и Виджая. Четыре верования - это идеи постоянства, отсутствия, самости и понятия. Идея отсутствия подразумевает «ничего нет вообще». Идея самости означает мысль «Я». Понятия означают мысли «земля - это земля; вода - это вода», и так далее. Четыре женских стражницы - это прошлое, настоящее, будущее и неопределённое время. Они представляют силу действия, а четыре аспекта времени - силу кармы.
Есть и другие интерпретации третьего места совершенства. Эти божества могут комбинироваться различными путями, ибо намерения тантр широки. Все подробности можно найти в Гухьягарбха Тантре и её комментариях, которые очень детальны. Но, в общем, это то, что я сказал.
Вот, какое отношение это имеет к нам: в какой-то момент наше тело умирает и «мудрость таковости», наша истинная природа, проявляется вовне. Мы определённо получим пользу от того, если реализуем божеств нашего тела посредством практики, потому что когда мы умрём формы этих божеств проявятся во время бардо. Более того, те же самые божества проявляются, когда человек практикует Тогал и продвигается через «четыре видения».
Некоторые люди думают, что эти божества - чья-то выдумка, что они в действительности нигде не существуют. Мы не можем утверждать, что мирные и гневные божества не существуют, потому что в тантре говорится: «ригпа пребывает во дворце света». Ригпа означает изначальную чистоту, которая неотделима от своего «дворца света» спонтанного присутствия. Это дхармакая, которая проявляется в виде рупакаи - измерений с формами, которые включают самбхогакаю и нирманакаю. Дхармакая - это изначальная чистота вне построений, тогда как рупакая относится к спонтанному присутствию - формам божеств, которые неотделимы от изначальной чистоты. Не правда, что божеств нет. Божества - это единство изначальной чистоты и спонтанного присутствия.
Итак, пробуждённое состояние ригпа «живёт» во дворце света, откуда и появляются божества. Хотя они проявляются из нашей собственной природы, мы всё равно представляем их вовне. Это одно из искусных средств Ваджраяны, быстрого пути для людей с высшими способностями. Наше основное состояние не то же, что физическое пространство, которое есть полное отсутствие, в котором нечего достигать. Божеств можно реализовать, потому что они наш собственный свет. Цель стадии завершения - реализовать изначальную чистоту, а стадии развития - постичь спонтанное присутствие. Стадия развития и стадия завершения - это то, что отличает практикующего Ваджраяну от обычного человека. У обычного человека нет стадий развития и завершения. В этом плане он мало чем отличается от животного. Тот же, кто освоил две глубокие стадии Ваджраяны, обладает большим преимуществом в момент смерти.
Ургьен Тулку