Помимо человеческих существ и животных, на земле много невидимых обычному глазу существ, они живут в иных измерениях, но это не мешает им вмешиваться в жизнь людей, а люди часто по неведению внедряются в их мир, вследствие чего возникает много проблем, в том числе и для человека: болезни, ухудшение ситуации, невезение и пр. Буддийские учителя прошлого покорили самых главных из них и возвели их в ранг Охранителей Учения (dharmapala, chos-skyong).
Они не являются идамами (исключение составляет лишь Махакала, да и то только в школе Кагью), но обладают всевидящим глазом Мудрости, могут видеть будущее, наделены мощью и силой. К их числу относятся свирепые существа Махакалы. Чтобы их контролировать, Авалокитешвара принял многие их формы, которые рассматриваются ниже. В целом все Охранители Учения и его практиков являются гневными манифестациями более высоких и пробужденных существ - Пяти Дхьяни-будд и соответствующих им Дакини. Однако не все охранители из свит (паривара) Защитников - пробужденные существа, поэтому общение с ними должно быть соответствующим образом уполномочено и обращающийся к ним должен обладать соответствующими способностями к преображению в идама и строго придерживаться ритуалов.
Шадбхуджа Махакала. Имя этого Дхармапалы "Великий Черный Шестирукий", он относится к категории Махакал и его высшим источником является Лотосовый Генезис Авалокитешвары. Можно сказать, что все Махакалы - это его гневные манифестации. Он темно-синего цвета, трехликий (во лбу третий глаз), шестирукий. В верхней правой руке у него чётки из черепов, в средней - дамару. В верхней левой - тришула, в средней аркан (паша). Двумя нижними он на уровне сердца держит дигуг и габалу, наполненную кровью. У него две ноги, стоит в правом уклоне, под ногами - попираемый им Винаяка, глава препятствующих духов и управитель препятствий.
Сита Чинтамани Махакала. Имя этого Дхармапалы "Махакала Белой Драгоценности, исмпоняющей желания". Он же Гон-кар (это сокр. тибетск. Гон-по Кар-по). Он белого цвета, одноликий, шестирукий. В верхней правой руке у него дигуг, в средней дамару. В верхней левой тришула, в средней анкуша (крюк погонщика слонов). Двумя нижними он на уровне сердца держит чинтамани и кувшинчик с амритой в капале. У него две ноги, стоит прямо, под ногами попираемые им демоны.
Аюшпати Махакала. Имя этого покровителя "Великий Черный Покровитель Жизни" относится к категории Махакал. Он темно-зеленого цвета, во лбу третий глаз, шестирукий. В его руках те же атрибуты, что и у Шестирукого Махакалы, единственное отличие в том, что он обнимает свою Супругу, голубого цвета, которая закинула свою левую ногу на его талию, она также однолика, двурукая, в правой руке, которой она обнимает отца за шею, дигуг, в левой габала с кровью. У него две ноги, стоит в правом уклоне, под ногами попираемый им индуистский бог Ганеша. В остальном иконографические детали совпадают с описанием Шестирукого Махакалы.
Кшетрапала. Имя этого Охранителя (srung-ma), контролирующего Восток, "Охранитель страны". Он темного цвета, одноликий (во лбу третий глаз), двурукий. Его голова повернута влево, туда же направлены его стоящие дыбом волосы, перетянутые на лбу лентой с черепом. От всей фигуры, балансирующей в падмасане на спине мчащегося черного медведя, исходят языки пламени, две руки для равновесия вытянуты в сторону, в правой дигуг, в левой габала с кровью. Под ним нет лотоса. На заднем фоне высокие горы.
Шри Дэви. Имя этой гневной Охранительницы из класса Богинь - Шри Дэви ("Блистательная Богиня" или Палден Лхамо). Она темно-синего цвета, одноликая, двурукая, восседает в свободной позе на мчащемся черном муле (acvatara, bond bu rta). Вместо седла и попоны с крупа мула свешиваются человеческая кожа и костяшки для игры в кости, поскольку Лхамо связана с гадательными системами. В правой руке она держит, замахнувшись, сандаловую дубину с человеческим черепом или ваджрным навершием, а в левой капалу с кровью. Есть несколько противоречивых мнений относительно образа Лхамо: дравидская версия указывает в качестве прообраза богиню Чанди, по бонской версии - это богиня Сидпэй Гьялмо. В любом случае все они присягнули охранять буддизм от врагов. Вся фигура объята языками пламени, на заднем фоне высокие горы.
Джинамитра. Имя этого Охранителя (srung-ma) - "Победитель Митра". Он принадлежит к классу якшей и входит в свиту 6-рукого Махакалы, рисуется обычно в левом верхнем углу. Он темного цвета, одноликий (во лбу третий глаз), двурукий. Его голова повернута вправо, волосы стоят дыбом, перетянуты на лбу лентой с черепом. Он танцует в левом уклоне на поверженной демонице. В правой руке он держит дамару, а в левой габалу с кровью. Вся фигура объята языками пламени, на заднем фоне высокие горы.
Экаматри Шри Дэви. Полное имя этой гневной Охранительницы из класса Богинь -Экаматри Шри Дэви ("Одинокая Мать Блистательная Богиня"). Она белого цвета, одноликая, двурукая, восседает в свободной позе на лунном диске и лотосе. Правой рукой у сердца она творит мудру проповеди, а в левой держит чашу с драгоценностями. Во всех остальных иконографических деталях она подобна зеленой Таре. Вокруг ее головы и фигуры спокойные радужные ауры, на заднем фоне высокие горы и облака.
Таккираджа. Имя этого Охранителя "Царь Такки". Он изображен в весьма экспрессивной танцующей форме на распростертом демоне. Он темного цвета, одноликий (во лбу третий глаз), двурукий. Его голова повернута и наклонена резко влево, волосы стоят дыбом в противоположную сторону, во лбу череп, левая рука вытянута вперед в тарджанимудре , а в правой дамару-барабанчик. Он танцует в правом уклоне на поверженном демоне, вся фигура объята пламенем. На заднем фоне высокие горы. Считается проявлением Кама-дэвы.
Дугон Трагшад. Имя этого Охранителя, являющегося аспектом Ямантаки, "Черный Свирепый Шад". Он темно-синего цвета, одноликий (во лбу третий глаз), двурукий, восседает в свободной позе на мчащейся черной лошади. Его голова повернута и наклонена резко влево, волосы стоят дыбом в противоположную сторону, во лбу череп, правой рукой он одет в мирские одежды и держит флагшток, а левой держит на уровне сердца габалу с кровью. Под ногами лошади фигуры поверженных демонов. Вся фигура объята языками пламени, на заднем фоне высокие горы.
Панджара Махакала. Имя этого Махакалы - "Покровитель танца (по другой версии "Покровитель шатра"). Он одноликий, двурукий, сидит, подогнув ноги, на поверженном трупе демона. В правой руке на уровне сердца он держит дигуг, в левой габалу с амритой, при этом на согнутых локтях он прижимает к телу горизонтально расположенную палку (danda, beng).
Брахмана-рупадхара Махакала. Имя этого Махакалы - "Принявший форму Брахмана". Он одноликий, двурукий, человекоподобный, похож на старца, сидит в свободной позе на поверженном демоне, левой согнутой опирается о его бедра, а правой прижимает к земле его голову. В правой руке он держит тришулу, а в левой знамя или вымпел (pataka, cho reng или sbyod pan). Вокруг фигуры бушующее море огня. Под ним солнечный диск и лотос, на заднем фоне высокие горы.
Чатурбхуджа Махакала. Имя этого Махакалы - "Четырехрукий Махакала". Это Защитник тантры Чакрасамвара. В первой правой руке он держит меч, во второй на уровне сердца держит дигуг. В первой левой он держит тришулу, а в нижней габалу с кровью.
Дхумавати Дэви. Имя этой гневной Охранительницы из класса Лхамо - "Богиня, окутанная дымом", Дхумавати-дэви. Она темно-синего цвета, одноликая, четырехрукая, восседает в свободной позе на мчащемся черном осле. Вместо седла и попоны с крупа мула свешиваются человеческая кожа и голова врага Дхармы. В правой верхней руке она держит меч, а в нижней у сердца габалу с кровью. В верхней левой она держит тришулу, а в нижней килу с бунчуком из павлиньих перьев. Вся фигура объята языками пламени, на заднем фоне высокие горы. Все остальные иконографические детали совпадают с описанием Шри Дэви. Основная форма Защитницы Дудсолмы (или Dudmo Remati), которая является главной в традиции Сакья и спутницей их главного Защитника - Махакалы Панджарнатха. Дхумавати в этой традиции считается гневным проявлением Шри Лакшми. Также она входит в свиту Палден Лхамо в её ритуале и в свиту 4-рукого Махакалы, Защитника тантры Чакрасамвара. Вот изображение Шри Лакшми в традиции тибетского буддизма (немногие в России даже имеют понятие об этой связи, а об индуистской форме одной из 10-ти Махавидий Дхумавати вы можете прочитать в моем журнале по одноимённому тэгу):
Есть ещё Maгзор Гьялмо - проявление Палден Лхамо с двумя руками, верхом на муле, она считается проявлением Сарасвати. В традиции Бон есть Царица Бытия - Сидпэй Гьялмо, она является гневной формой Сатриг Эрсанг, одного из четырех главных божестви Бон, и считается также связанной с буддийской Палден Лхамо и индуистской Шри Дэви. Maгзор Гьялмо, часто сокращается до Magzorma, впервые стала популярна в Тибете в семейной линии Кхон школы Сакья. Эта форма Шри Дэви, скорее всего, коренная для Тибета и есть результат чистого видения (Даг-Нанг) или выявлена как сокровище (терма). Вот её изображение:
Позже эта практика попала школу Гелуг через семейные традиции, либо через 1-го или 2-го Далай-ламу. Во время 5-го Далай-ламы в 17 веке Магзорма стала специальным Защитником перерождений Далай-лам, а также - Защитником правительства Тибета. Текстовой источник практик Maгзор Гьялмо - Dakinyagnijihajvala Тантра, Dege Kanjur, том 98, pp.223-253. Он находится в разделе тантры Ньингма, т.3.
Чандика Дэви. Имя этой гневной Охранительницы из класса Лхамо - "Свирепая Богиня". Она темно-синего цвета, одноликая, 4-рукая, восседает в свободной позе на мчащемся черном муле (вне свиты Палден Лхамо она может быть и без ваханы - чёрного мула). В правой верхней руке она держит меч или тришулу, а в нижней у сердца габалу с кровью или дигуг. В верхней левой она держит лук и стрелу, а в нижней голову врага. Вся фигура объята грозовыми тучами, на заднем фоне высокие горы. Все остальные иконографические детали совпадают с описанием Шри Дэви.
Шанкхапали Дэви. Имя этой гневной Охранительницы из класса Лхамо "Богиня Хранительница раковин". Она телесного цвета, одноликая, голова украшена пятизубчатой короной, двурукая, сидит в седле на мчащемся черном муле. В правой руке она держит меч, а в левой у бедра мангусту, выплевывающего драгоценности. Вся фигура объята грозовыми тучами, на заднем фоне высокие горы и облака.