О ложной секретности ваджраяны, или Профанация приоритетов

Jan 20, 2013 11:28



Намедни особое распространение, как я понял, получила вот эта речь одного известного Учителя, Дзонгсара Кхьенце -  "Руководство по использованию социальных сетей для так называемых практиков Ваджраяны" (перевод - Greedy ). Если кому нужно, то полностью можно прочесть здесь http://bodhipbaha.livejournal.com/675355.html

Краткий смысл таков - "В Ваджраяне важно поддерживать секретность". Однако вне контекста
это может принять совершенно обратный желаемому смысл. Особенно если учесть количество и качество материала по ваджраяне, размещённого в Интернете, но не суть. Стоит более беспокиться о тех, кто действительно нуждается в информации, нежели о множестве лишённых способностей к её пониманию. И вот почему. В своё время Великая Мать Мачиг Лабдрон чётко распределила приоритеты значения помощи живым существам:


"Важнее помочь одному человеку, чем ста животным. Важнее помочь одному монаху, чем ста обычным людям. Важнее подвести одного к вратам учения через печаль и желание освобождения, чем жалеть сотню банально живущих людей. Важнее помочь одному умному человеку, чем ста глупцам. Важнее помочь одному ищущему всеобщего блага, чем сотне ищущих свою выгоду. Важнее помочь одному говорящему, способному понять значение Слова, чем ста бессловесным животным, живущим в неведении. Важнее помочь одному гецулу, чем ста гененам. Важнее помочь одному гелонгу, чем ста гецулам. Важнее помочь одному человеку постичь Праджняпарамиту, чем помогать ста гелонгам. Поднести своё тело важнее, чем подносить сотню вещей. Важнее провести семь дней на месте силы, совершая практику Чод, чем сто дней сидеть в монастыре, читая мантры".

Так вот, в нынешних условиях важнее помочь понять ваджраяну тем, кто искренне нуждается в этом, нежели беречь "невинность" сознания тех, кто не вступил в практику и каковых в сотни и тысячи раз больше. Суть ваджраяны вовсе не в том, что нужно скрывать то, что относится к этому учению, а в том, что оно всегда будет оставаться тайным, пока нет способностей к его пониманию. И способствовать развитию понимания ваджраяны - значит углублять эту тайну и беречь её. А скрывать всё - в наших нынешних условиях - значит способствовать профанации этой тайны.

В условиях информационной глобальности призывы к секретности принесут скорее вред, чем пользу. И по простой причине - те, кто не годится в ученики (перевёрнутый, дырявый или грязный внутри сосуд), всё равно не будут иметь правильного понимания. Зато те, кто могут понять и практиковать, нуждаются в просвещении, а не в секретности. Пример этого прекрасно показал бесспорный в своей ценности (особенно для России) Учитель Еше Лодой Ринпоче. В своё время в 90-х, когда ситуация в Бурятии не способствовала возможности распространения Учения, Ело Ринпоче пустил в обычную книжную сеть магазинов брошюру с наставлениями по затворничеству для практиков Одиночного Ямантаки. Куда уж секретнее! Однако Учитель счёл это нужным и важным - после того, как впервые дал ванг этого йидама сразу многим людям.

Я думаю, довольно многим тибетским Учителям ваджраяны давно пора пересмотреть вопрос своей ответственности за развитие понимания в учениках и перестать играть роль "приходящего папы" для своих духовных чад, приезжая к ним раз в год, как Дед Мороз, который всем нравится, потому что никому ничего не должен. Нужно перестать заниматься профанацией учения под предлогом неготовности учеников, а начать уже их готовить, работать с ними на другом уровне.

САРВА МАНГАЛАМ!

тибетский буддизм, понимание, ценности, Европа, ваджраяна

Previous post Next post
Up