Особенности обучения

Dec 23, 2012 21:45




Одно из наиболее трудных препятствий для обучения заключается в том, что суфии, возможно, учат без возбуждения и привлечения внимания, без всяких внешних стимулов, которых люди желают и считают частью высших учений. Например, в западном мире почти нет места для безмолвных суфиев.

Люди везде во многом похожи. Одна история рассказывает о безмолвном дервише, поселившемся в деревне, жители которой делали все возможное, чтобы заставить его заговорить и таким образом получить от него какие-либо наставления. Они были не в состоянии успокоить свое желание получить от него стимулы и в результате не могли ощутить, что он непрерывно излучал бараку и наставления, которые они, в ином случае, могли бы впитать.

Однажды, решив отправиться дальше, он подумал, что мог бы дать им намек на его функцию, поскольку, хоть он и был безмолвным дервишем, люди этому не верили. Каждый день люди приносили ему еду, и он всегда ее съедал. Однажды он не стал есть и, когда люди пришли в очередной раз, сказал:

- Можете это унести!

- Но почему же вы никогда раньше не произносили ни слова?! - вскричали они.

- До сих пор еда была хороша!


Понадобилось примерно 100 лет энергичной миссионерской работы Востока, особенно Индии, чтобы люди на Западе поняли то, что многие на Востоке понимали очень давно. Это, конечно, говорит и о том, что многие гуру не знают простейших вещей о человеческой психологии и даже физиологии. Кстати, каждый, кто пытается привить духовные упражнения к невозрожденной личности, заблуждается. Я мог бы и не подчеркивать специально, что недавно было время, когда тысячи, а, может быть, миллионы людей на Западе пытались штурмовать врата Небес именно таким способом. Те, кто считает себя религиозным, - или равно «находящимися на высшем уровне восприятия или мистицизма» - на самом деле подавляют свою реальную духовную сторону и обитают на социальном, поверхностном уровне.

В наши дни, как и всегда, люди очень хотят узнать секреты и получить высшее сознание ускоренными методами. Они слышали об упражнениях и хотят использовать их, чтобы что-то получить. Это так распространено, особенно на Западе, что все попробуют йогу, люди думают, что могут получить духовную проницательность с помощью одной лишь медитации и т. д. Однако цель суфийских подготовительных занятий - выявить и перехитрить поверхностные стремления. Люди слышат то, что хотят услышать, и воображают то, на что надеются. Суфии об этом говорят так: «Для пчелы Бог - это нечто с ДВУМЯ жалами!». Большая часть причин, по которым начавшие изучать духовные или серьезные психологические вопросы, а затем забросили это, заключается только в факторе несоответствия между их ожиданиями (обычно проистекающими из обусловленности или жадности) и действительностью. Они хотели одних переживаний, а им предложили другие.

Конечно, трудно снабдить людей хоть каким-то вариантом правды, которую они еще не могут воспринимать, чтобы убедить их, что искать стоит. Поэтому возникает вакуум, куда устремляются всевозможные ожидания.

Некоторые дервиши, еще не являющиеся учителями и поэтому не понимающие эту проблему, пытаются инструктировать с помощью аналогии и находят только, что аналогия сама по себе не годится. Чтобы предостеречь от таких попыток, используется история о дервише, который ходил по воде. Поскольку, по определению, нельзя передать непередаваемое, один дервиш изыскивал способ сообщить посредством демонстрации чудес.
После большого количества проб и ошибок он научился ходить по воде.

Затем, собрав местных крестьян во главе со старостой, он медленным шагом пересек озеро.

- Что вы об этом думаете? - спросил он, когда перешел на другую сторону.

- Одно мне непонятно, - ответил староста, - почему вы не научились плавать, как все?
Один из замеченных мной парадоксов заключается в том, что те, кто не помнит то, что могло бы быть для них полезно, - это обычно люди, которые слишком спешат: именно их возбуждение и нетерпение замедляют, в конце концов, их прогресс. Люди постоянно пишут, что они чувствуют, как у них мало времени или что им срочно нужно сделать то или это. Случай «Если вы задаете такой вопрос, то никогда не поймете ответ» относится к этой ситуации. Но можно дать определенный ответ, опять в виде шутки, который, как было замечено, приводит к хорошим результатам. Способ ответить на это, а также предложить аналогию - упомянуть человека, которого спросили, почему он красит с такой чудовищной скоростью. Он ответил:

- У меня очень мало краски, и я ужасно боюсь, что она кончится раньше, чем я покрашу всю дверь!

Часто говорят, что у каждого есть высшие восприятия, но фактически их нет из-за барьера невнимательности (суфийский технический термин - ghaflat), который препятствует пониманию того, что уже, так сказать, известно. Одна из главных причин этой невнимательности - не уделять равное внимание всем предлагаемым материалам. Приученные выбирать то, что их привлекает, люди ведут себя таким же образом в отношении суфийских учебных материалов. В результате происходит вот что. Один человек занимался на заочных курсах по развитию мускулатуры. Закончив занятия, он написал на фирму, которая вела эти курсы: «Господа, уроки я проработал. Пожалуйста, пришлите мне мускулы».

Идрис Шах

суфии, обучающие истории

Previous post Next post
Up