Перевод
kata_rasen Этот отрывок посвящён следующему за Дрогми мастеру в линии передачи учений Ламдрэ.
***
Се Кхарчунгва родился в местечке Чидрум, что в Докме. В клане Се, к которому он принадлежал, было два малых клана - Кья и Че; причём что касается последнего, то все люди, которые в нём рождались, отличались красноречием, острым умом, приятным голосом, хорошим сложением и красотой черт лица. Се Кхарчунгва также родился в роде, относящемся к этому малому клану.
У Се было много яков. Как-то осенью вышло так, что его пастух оказался занят другой работой, и ему самому пришлось отводить своих яков на горное пастбище. Стоя там, он увидел, что небо над Мугулунгом исключительно ясно, но притом там висит белое облако размером с такое поле, которое можно засеять одной поклажей зерна, и это облако окружено множеством радуг, мерцающие концы которых указывают во все направления. У Се тут же возникла мысль: «Это облако скрывает за собой мастера, дающего учение, которое обязательно приводит к состоянию Будды, - сомнений тут быть не может».
Одновременно печаль и радость возникли в его уме, и состояние это было едва выносимым. Отойдя немного, Се увидел нескольких молодых мужчин, копавших дёрн, и спросил их: «Послушайте, что находится за тем облаком белого цвета?»
«Вообще, там находится плато Кочак, - ответили те. - А если говорить о той области справа, то это Мангкхар Мугулунг. Там живёт мастер по имени Дрогми-лоцзава, который знает, как делать людей буддами».
Когда Се услышал это, из глаз его хлынули слёзы, все волоски на теле встали дыбом, и на время он совершенно потерял голову. Очнувшись от захватившего его невыразимого состояния, он вспомнил об учителе, и чувства снова переполнили его. И тех мужчин, судя по всему, также переполнили чувства: они восклицали: «Разве нам не следует пойти к этому мастеру?» - почтительно соединяли ладони, пели песни и приплясывали.
Се пораньше отвёл вниз своих яков, а затем отправился к дяде по материнской линии, Тончунгу Дарье, который его очень любил. «Дядя! - сказал он. - Мне нужно поговорить с тобой о чём-то таком, о чём я никогда с тобой раньше не разговаривал, и, кроме того, мне нужно задать тебе вопросы на очень важные темы; так что давай с тобой вечером сходим в какое-нибудь тихое место». «Разве у нас есть, о чём вести длинные разговоры? - удивился дядя. - Но, в принципе, я вовсе не против».
Се запасся дровами, пивом и большим куском мяса, и они с дядей отправились в заброшенный дом. Там они развели огонь, выпили пива и съели мясо, а потом Се рассказал о том, что с ним случилось, закончив словами: «Мне непременно нужно пойти к этому учителю!»
Дядя сказал: «Я тоже о нём наслышан. Но я связан обязательствами, а ты не способен осуществить такое путешествие».
После долгой дискуссии о том, кто может путешествовать, а кто не может, дядя в конце концов произнёс: «Хорошо, мы пойдём туда вместе. Моя мать недавно выменяла у кочевников шесть десятых частей унции золота, обернула это золото шерстью и спрятала в щель в стене. Я украду это золото и принесу его; и ты тоже сколько-нибудь принесёшь». На том и договорились.
По пути в Мугулунг Се и его дядя встретили смешанную группу монахов и тантриков примерно в два десятка человек. Это были эманации Дрогми. Когда двое путников поведали им свою историю, они сказали: «Если вы направляетесь в Мугулунг, то мы могли бы проводить вас. Мы хорошо знаем то место и можем защитить вас от опасностей на дороге».
Итак, они объединились и пошли в Мугулунг вместе. Благодаря великим заслугам, они прибыли туда как раз в то время, когда великий мастер собирался давать посвящение Хеваджры. Когда они встретились с ним, Се почувствовал в себе веру такой силы, что его тело и ум с трудом могли её вынести. Его жгло изнутри, как огнём, трясло, словно в лихорадке, и у него вырвался крик, так что Дрогми спросил у него: «Что с тобой, юный странник?» «В моём уме происходит что-то, что я не умею выразить», - ответил Се.
Великий мастер был очень доволен. Он сказал: «Юноша с острым носом и ровными зубами! Похоже, в тебя вошло моё благословение. Твой род принесёт буддийскому учению великую пользу!»
К утру тантрики и монахи, бывшие эманациями Дрогми, бесследно исчезли. Что касается Се и его дяди, то они в течение трёх последующих ночей получили от Дрогми посвящение Хеваджры, а затем ещё несколько дней слушали у него объяснение коренных падений, метода достижения Хеваджры в шести ветвях и йоги подношения торм. Се очень хорошо понял все объяснения. Когда же учения были окончены, великий мастер ушёл в ретрит. Тем не менее, Се с дядей остались, хотя больше не было ни встреч с мастером, ни учений, и стали прилежно прислуживать его супруге. Также они очень бережно и старательно выполняли у него все обычные осенние и весенние работы.
И однажды во время ритуального пиршества Дрогми сказал: «Пусть будет песня!»
Никто не знал, как нужно спеть; и тогда супруга Дрогми сказала ему: «Тот юноша из Джанга с некоторых пор умеет это делать. Позвать его?» Дрогми дал разрешение, и когда Се пришёл и исполнил для него песню, остался очень доволен.
И далее, поскольку Се был хорошо сложен, приятен лицом, сладкоречив и весьма умел в песнях и прочем, то супруга Дрогми питала к нему некоторую склонность. Она давала ему превосходную еду и прочее; однако Се знал, что всё это берётся из подношений верующих. Когда во время прополки сорняков или в других случаях Се рассказывал истории, пел песни и так далее, это привлекало множество покровителей. Так он добывал себе и средства к существованию.
Когда осенью Се и его дядя работали на поле, бережно и старательно убирая урожай, посеянный для Дрогми, тот заметил их и спросил: «Кто эти двое?» «Это те мужчины из Джанга, которые пришли сюда в прошлом году», - ответила его супруга. «И что, они всё ещё здесь?» - спросил Дрогми. «Они остались, чтобы попросить тебя об учении. В прошлом году, когда ты встретил того юношу, ты отозвался о нём очень хорошо. Неужели теперь ты откажешь этим людям в Дхарме?»
«Я дам им Дхарму», - сказал Дрогми.
После этого разговора супруга великого мастера пошла к Се и его дяде и сказала им: «Встаньте у той двери, через которую мастер заходит в дом, и когда он приблизится к вам, сообщите ему свою просьбу!»
Когда Дрогми подошёл к своему дому, и те двое заговорили с ним, он подозвал их к себе и спросил: «Почему вы всё ещё здесь?»
«Мы хотим учения!» - ответили те.
«Хорошо. Я дам его вам», - сказал Дрогми.
В качестве подношения за посвящение Се с дядей дали великому мастеру две унции золота, и ещё одну унцию они дали ему для ритуального пиршества. Это второе посвящение они получили для того, чтобы восстановить свои обеты. Говорится, что Се был единственным из всех учеников Дрогми, кто смог получить у него посвящение, поднеся всего три унции золота. Так объяснял мне учитель.
Передав посвящение, Дрогми сказал: «А теперь убирайтесь отсюда, и чтобы больше я вас здесь не видел!» Но Се стал настаивать, чтобы мастер разрешил ему ещё вернуться. «Чего ты этим добиваешься?» - спросил его Дрогми. «Хочу получить у владыки Драгоценное Учение», - ответил Се. «Если тебе нужно учение, тащи сюда золото. И без золота не возвращайся!»
Добравшись до дома, Се вычислил причитающуюся ему долю в семейном имуществе. Она составила три десятка яков, самцов и самок. Осенью, когда все были загружены работой, Се сказал: «Я позабочусь о яках, а заодно немного попрактикую чтение мантры. А вы можете заняться другими делами».
Он несколько раз на три или четыре дня отводил стадо на горные пастбища, таким образом усыпляя бдительность в других людях. А затем однажды он погнал стадо не на пастбища, а к переправе в Лхаце.
«Мне нужно перебраться на ту сторону», - сказал он паромщику. «За перевоз каждых шести яков, самцов или самок, ты должен будешь отдать одного», - ответил тот.
«Если я поступлю так, как он говорит, - подумал Се, - то не смогу сделать достаточное подношение мастеру». Он простёрся в направлении Мугулунга, вознёс молитвы и выполнил подношение тормы для защитников учения. После этого все его яки вдруг бросились в реку, ведомые самкой с белым пятном на лбу, и Се, успев схватить последнего, чёрного яка сзади за хвост, вместе с ними быстро и благополучно переправился через реку. А паромщики были очень огорчены, что остались ни с чем, и принялись ругаться, обвиняя в этом друг друга.
Ведя стадо по нижней части Мугулунгской долины, Се повстречал великого мастера Дрогми с его супругой, которые как раз там в это время гуляли. Когда Се поднёс яков мастеру, тот заметил: «Подношение не слишком богатое, но пригодится для украшения верхней части долины. Скажи, а есть ли телята у этих самок?» Он всякими способами показал, что доволен сделанным подношением, погладил каждое из животных и всем им дал имена.
После этого Се Кхарчунгва провёл с Дрогми восемь лет, за которые получил полную передачу Драгоценного Учения вместе со связанными с ним наставлениями, а затем ещё четыре года, за которые получил остальные циклы пути. Поскольку до этого он уже находился у Дрогми в течение года, то всего получается тринадцать лет. В его подношениях не было ничего особенного, но его поведение очень радовало великого мастера; в силу этого он и получил полную передачу Драгоценного Учения и всех прочих циклов пути.
Как-то великий мастер Дрогми сказал: «У меня не осталось никаких устных наставлений. Все их украл у меня этот сладкоречивый Се!»
Из глаз у Се потекли слёзы. «Разве я не твой ученик?» - спросил он.
«Это просто шутка, - ответил великий мастер. - Если бы я не дал их тебе, то кому бы ещё я их дал?»
Получив в полноте устные наставления, Се пожелал также получить передачу писаний. Но когда он попросил об этом, Дрогми ответил ему: «Согласно обещанию, которое я дал одному из своих учителей, я не могу удовлетворить твою просьбу. Но если тебе интересны писания, ты можешь обратиться к Кхону Кончоку Гьялпо».
Когда Се собрался в путь, на прощание Дрогми сказал ему: «Ты получил полную передачу устных наставлений в силу своих приятных манер и потому что искусно выражал почтение к старшим и дружеское отношение к равным. Если говорить точнее, ты получил их благодаря хорошо подвешенному языку. О тебе позаботился твой собственный голос, так что пользуйся им. Спой мне песню прямо сейчас!»
Се исполнил песню, в которой восхвалил тело, речь, ум, достоинства и деяния великого мастера. Дрогми остался очень доволен и многими способами выказал Се свою любовь - гладил его по голове, крутил его уши, вливал в его рот пиво из своего собственного рта и так далее.
После этого Се сказал: «Я отправляюсь в Сакья, но мне нужно будет иметь при себе запечатанное рекомендательное письмо. И, кроме того, если Кончок Гьялпо скажет, что ему нужно Драгоценное Учение, то могу ли я ему его объяснять?»
«Я не хочу, чтобы ты давал ему полное объяснение, - ответил Дрогми, - но ты можешь рассказать ему внутреннюю структуру и краткое содержание тайных наставлений».
Итак, Се отправился в Сакья, имея при себе запечатанное письмо для Кхона Кончока Гьялпо от великого мастера Дрогми, где говорилось следующее: «Ты наилучший из тех моих учеников, кто полностью получил писания. Се - наилучший из тех, кто полностью получил устные наставления. Я же наилучший среди всех учителей, которых вы когда-либо имели. Распространяйте же наилучшее учение, объяснённое наилучшим для наилучших!»
Когда Се встретился с Кхоном Кончоком Гьялпо и отдал ему это письмо, то прочитав его, тот схватил Се за руку и стал приплясывать на месте, восклицая: «Учитель так похвалил нас! Нет на свете людей, более счастливых, чем мы двое!»
По этому случаю Кончок Гьялпо вывесил у себя множество флагов и также устроил замечательное ритуальное пиршество. Он сказал Се: «Я полностью передам тебе все наставления. Что касается подношения, то это необязательно. Ведь мы с тобой из одной семьи!»
Но Се ответил ему: «Я не могу оставить тебя без подношения», - и отправился домой за подношением.
Поскольку Се уже был известен как любимейший духовный сын Дрогми, то в родных краях его встретили со всадниками на лошадях, танцорами в масках и так далее. Се устроил большую церемонию пробуждения бодхичитты для всех жителей своей местности, а те поднесли ему пятьдесят унций золота. Также для некоторого числа избранных Се дважды дал двухдневное посвящение Чакрасамвары, и за это ему также сделали много подношений.
Коротко говоря, Се набрал добра на двести унций золота, а затем отвёз всё в Сакья и сделал там обширное подношение Кхону Кончоку Гьялпо. После этого он провёл с ним шесть лет, в совершенстве изучил все три тантры и даже был Кончоку Гьялпо личным помощником, что доставило тому большую радость.
Затем Се сказал: «Я спрашивал у учителя, можно ли дать тебе Драгоценное Учение. Но он разрешил мне объяснить тебе только внутреннюю структуру тайных наставлений. Хочешь ли ты послушать о ней, наставник?»
Кончок Гьялпо ответил на это: «Я не имел возможности просить о Драгоценном Учении, так что если я получу из него даже столько, то и это будет великое благо. Конечно же, я хочу!»
Таким образом они взаимно стали друг для друга учителями.
После этого Се вернулся домой и затем, чтобы углубить свою реализацию, в течение шести лет посетил все опасные места Джанга и Ра и пожил в кажом из них. Практикуя однонаправленное сосредоточение на драгоценном учении, он обрёл реализацию и невыразимый опыт.
Поскольку Се в совершенстве овладел энергией коренной мантры, то смог подчинить нагиню Кхарчунга, связать её клятвой и передвинуть место её пребывания, основав на его прежнем месте монастырь. Люди же, которые были поражены проказой по вине этой нагини, могли избавиться от страданий, всего лишь потерев свои болячки мочой или слюной Се.
Се достиг совершенства на пути третьего посвящения, и хотя у него была жена, но детей после него не осталось, так как он реализовал семенную жидкость. Также он обладал ясновидением и такими чудесными силами, как эманация множества тел.
Вкратце, поскольку линия передачи этого Драгоценного Учения Пути и Плода от Дрогми и до наших дней проходит через Се, то он наилучший из учеников, которым были полностью переданы устные наставления. Так объяснял мне учитель.