Взято у
k_kedrov Павел Фёдорович Челищев (1898 - 1957) - русский художник, основатель
мистического сюрреализма за 9 лет до появления этого направления у Дали.
Солнце
Биография
Родился в Дубровке Калужской губернии. Отец калужский помещик
Федор Сергеевич Челищев. Математик по образованию, он ознакомил
Павла Челищева с геометрией Лобачевского, которая привела будущего
художника к идее «Внутренней мистической перспективы». Видя тягу сына
к живописи, выписал журнал «Мир искусства». Ранние пейзажи Дубровки
показали Коровину. Тот сказал: «Мне нечему его учить. Он уже художник».
В 1918 году многодетная семья Челищева была погружена на подводу и
выселена по личному приказу Ленина. Павел Челищев оказался в Киеве,
где брал уроки у Экстер. Был картографом в добровольческой армии Деникина.
Вычерчивал укрепления Сивашского перешейка.Эмигрировал в Стамбул. Затем
в Париже становится известным театральным художником труппы Дягилева.
Знакомится с Гертрудой Стайн и Эдит Ситуэлл, знаменитой английской поэтессой.
Перед войной эмигрирует в США, где достигает мировой славы как живописец.
В 1948 уединяется в Италии на вилле Фраскати. Переписывается с сёстрами
Варварой Зарудной -кремлевской учительницей литературы , Марией Клименко,
вернувшейся из концлагеряи и двоюродным внуком поэтом Константином Кедровым.
Анатомическая живопись
Зимой 2007 г в галерее Наши художники на Рублевке состоялась первая
выставка Павла Челищева в России.30 сентября 2008 в Русском Зарубежье
состоялась презентация фильма "Нечетнокрылый Ангел" по сценарию
К.Кедрова и Н.Зарецкой. С помощью труппы Кремлевский балет воссоздана
версия балета с оформлением Челищева "Ода".
Меркурий
Творчество
Смысл своего творчества он раскрывает в письме из Нью-Йорка к
сестре, кремлёвской учительнице литературы Варваре Федоровне
Зарудной в 1947. Мистическая перспектива отличается от Леонардовской
тем, что мир видим не изнутри вдаль, а одновременно в смешении
многих проекций сверху-снизу, изнутри-снаружи. Челищев утверждает,
что ещё в 1920-х годах нашёл универсальный модуль таких проекций и
применил их в постановке последнего балета труппы Дягилева в Париже
и в Лондоне в 1929. Балет «Ода» на музыку Николая Набокова и в
постановке Леонида Мясина оформлял по просьбе Дягилева Павел
Челищев. Главную партию исполнял Сергей Лифарь.
Абстрактная композиция
Открытие Челищева высоко оценили Гертруда Стайн и поэтесса Эдит Ситуэлл.
Пресса и критика отнеслась к сценическому прозрению скептически. В одном
из последних писем из Италии Константину Кедрову Челищев особо отмечает
строки начинающего поэта: «Я вышел к себе через-навстречу - от. И ушёл
под, воздвигая над». Художник узнает здесь свою мистическую перспективу.
Выстрел каштана
Живопись Челищева высоко ценили Дали и Пикассо, но мировая
известность началась с картины «Ищущий обрящет» (или «Каш-каш»
- прятки),завершеной художником под впечатлением вести о рождении
единственного продолжателя рода своего внучатого племянника
Константина Кедрова в суровый 1942-ой г. Фигурка,рождающегося
младенца-символ продолжения рода Павла Челищева,не имевшего семьи
и детей.Через 14 лет Челищев сообщит об этом в переписке со своей
сестрой Варварой Зарудной,преподовавшей литературу дочери Сталина
Светлане Алилуевой и с вернувшейся из Гулага Марией Федоровной Клименко.
Около картины в Нью-Йорке зрители простаивали часами. Дети искали там
новые фигурки младенцев среди листвы. Рядом висела Герника Пикассо и
во всех опросах "Каш-каш" опережала Гернику по популярности.
Каш-каш
Это была первая часть задуманного триптиха Чистилище-Ад-Рай.
«Чистилище» («Ищущий обрящет») - «Ад» («Феномена») - «Рай»
(последний цикл «Ангелические портреты»). Чистилище - изображение
нутра рождающей материнской утробы, из которой головой вперед-книзу
в расширяющейся перспективе из нутра материнской утробы вылетает
младенец. Это внучатый племянник художника будущий поэт Константин
Кедров.Утроба - одновременно ствол дерева жизни, дорога, по которой
движется шагающий андрогин, и рука-нога, где ступня - корни, а кисть руки
- крона. В кроне, уходящей в синеву неба - множество листьев-младенческих
голов, напоминающих ангелочков Рафаэля в «Сикстинской Мадонне».
Феномена
«Феномена» - Ад - выполнена как пирамида с входом, возле которого
сидит Гертруда Стайн и вяжет покров Изиды. У подножия пирамиды множество
уродцев, внешне напоминающих исторических лиц и знакомых художника. Сам
он в левом углу возле мольберта пишет картину, на которой видны контуры
повешенного темнокожего человека. На картине множество исторических
персонажей. Младенец с тенисной ракеткой Петр Великий,внизу Игорь
Стравинский (Челищев оформлял его оперу "Орфей". Стравинский напишет
свои воспоминания о Павле Челищеве, вошедшие в его книгу,изданную на
руском языке еще в СССР.Эту картину по завещанию Челищева в 1962 году
привёз и подарил Третьяковке Кирштайн. До середины 1990-х она была спрятана
от зрителей и не разу не экспонировалась. В настоящее время экспонируется в
зале № 22 Третьяковки на Крымском Валу.
Внутренний пейзаж
«Рай» («Ангелические портреты») состоит из множества прозрачных
портретов, где насквозь видно все анатомическое строение. Но постепенно
они превращаются в серию сияющих структур и кристаллов. Это тот самый
модуль мира, который Челищев искал всю жизнь в себе и в других. Ключевая
картина этого цикла «Апофеоз» ныне приобретена частным колекционером и
находится в Москве.
Из альбома "Рай Павла Челищева" -
photo.nesterova.ru/thumbnails.php