![](http://a-artemyeva.ru/images/thanks/togden_tenzin/300/Orgyen_Tenzin01.jpg)
Тогдэн Оргьен Тендзин является дядей Намкая Норбу Ринпоче, это выдающийся мастер Дзогчен, проявивший Радужное Тело. Именно от него идет передача учения Янтра-йоги, которую ныне практикуют в Дзогчен общине, этот Учитель много практиковал методы Ца-лунг и Трул-кор, поэтому я изобразила его в одеянии йогина, с медитативным поясом на плече. Автор тханки - Анна Артемьева
Кто не читал начало, может всё найти по тегу "Тогден Ургьен Тендзин"
Так прошло полтора года (1917-1918 гг.). Потом закончилась провизия, присланная семьей Троке, и Ургьен Тэндзин стал просить подаяние. Так он прожил два года (1919-1920 гг.), и в его сумке всегда было лишь немного цампы. Думая о том, что ему трудно получить учения, он решил попросить разрешения покинуть монастырь и пошел за этим к своему Ламе. Но Другпа Ринпоче сказал одному из лам по имени Кари: «Брось-ка на землю подстилку!» - и дал Ургьен Тэндзину посвящение чода. Также он дал ему официальное разрешение хранить дамару для чода. На следующий день Другпа Ринпоче, пребывая в благодушном настроении, сказал: «Когда ты пришел в первый раз, мне приснилось, что ты говоришь: "Вы не разрешили мне войти", и мне стало стыдно». Затем лама дал Ургьен Тэндзину наставления о природе ума, и с тех пор у того больше не было трудностей.
Рассказ самого Тогдена Ургьена Тендзина:
Когда я встретился с Другпа Ринпоче, он, как только увидел меня, сказал, проявив беспрепятственное яснови-дение: «О! Троке Тогдэн! Сколько трудностей нам обоим пришлось вынести, когда мы попали в руки этих китайских солдат, о боже! Если бы мы не нашли в Цезунгдо ту черную шерстяную одежду, в каком неудобном положении мы бы оказались!». Потом Другпа Ринпоче досконально расспросил у меня обо всей этой истории, и, когда я рассказал ему о произошедшем в мельчайших подробностях, он был очень доволен. На следующий день Ринпоче в присутствии своих сыновей и дочери снова заставил меня рассказывать историю о том, что со мной сделали китайские солдаты, и все слушатели были чрезвычайно довольны. После этого я в течение двух вечеров во всех подробностях докладывал Ринпоче о своем уровне постижения, и тот был весьма удовлетворен. С тех пор он милостиво давал мне много глубоких учений.
Приблизительно в это время (1917 г.) Другпа Ринпоче передавал нескольким своим ученикам цикл учений Лонгсал Дордже ньинтиг, и я тоже его получил. Еще он милостиво повторил для меня некоторые из учений из этого цикла, которые мне не довелось получить ранее. Потом началось летнее учение, и Другпа Ринпоче давал обширные и глубокие посвящения и наставления Нингтиг ябжи более чем ста ученикам и ученицам, мирянам и монахам, главным среди которых был Тригу Тогдэн Шакья Шри. В дополнение Тогдэн Шакья Шри щедро передавал собственные терма ума и «Шесть учений» согласно традиции другпа-кагью. Я тоже целиком получил их.
Осенью Другпа Ринпоче даровал Кунзанг гонгпа сангтал группе своих учеников, главным из которых был Ньягтер Ринпоче. В течение зимних праздников он давал посвящение и наставления Чецун нингтиг, а также основанные на собственном опыте и записанные самим Ринпоче обширные и глубокие наставления о Чецун нингтиг и кроме того - посвящения и передачи с объяснениями его собственного терма ума «Тайная сокровищница ваджры светоносной ясности». Благодаря доброй воле Ринпоче я также всё это получил.
В ГОД МЕТАЛЛА-ПТИЦЫ, когда мне было тридцать четыре года (1921 г.), мой Лама сказал мне: «Теперь ты, как Тогдэн Пэма Кундрол, переходи с одного места на другое, не устанавливая себе места назначения, применяй решительное поведение йогина и усердно занимайся практикой на благо другим!» Дав мне такое наставление, он снабдил меня полным набором предметов для практики чод, в том числе и дамару. Так я отправился в путь с намерением блуждать, переходя с одного места в другое, не имея цели куда-то прийти. Как-то раз я спросил местных жителей: «Что это за место?» - и понял, что оказался в районе, называемом Траго. В другой раз я задал тот же вопрос, и мне ответили, что это Гьялронг. Но один раз, когда я было собрался выяснить то же самое, оказалось, что я попал в страну, где не понимают моего языка. По одежде жителей я решил, что это, наверное, монголы. Потом я проделал длинный путь и снова стал спрашивать: «Что это за место?». Мне ответили, что это Кюнгпо. Так или иначе, когда я практиковал чод, мне на всем моем пути всегда подавали еду.
Потом я постепенно дошел до Центрального Тибета и посетил святые места и святилища в окрестностях Лхасы, Самье и Лходрага. И снова я много дней шел вперед куда глаза глядят и в конце концов дошел до Пуво, Цаваронга и Маркама. Потом я постепенно стал приближаться к своим родным местам, пришел в пещеру для медитации Сенгчен Намтраг и провел там несколько месяцев. В этот период ко мне каждый день отовсюду стало приходить множество людей, знатных и простых. Все они называли меня так, как некогда звал Другпа Ринпоче: «Троке Тогдэн, Троке Тогдэн!». Примерно в то время я очень ясно увидел во сне, будто Другпа Ринпоче уходит от нас, окруженный радужным ореолом и под звук музыкальных тарелок. Из-за этого я поспешил в Адзом Гар и через семь дней был уже там.
ДРУГПА РИНПОЧЕ давал небольшому числу своих учеников посвящения и наставления цикла Намчо, поэтому и я тоже получил оставшиеся разделы. После этого он щедро даровал многим важным ламам и знатным людям, среди которых был и Дзогчен Ринпоче, подробные наставления о разделе Дзогчена из Лама гонгду Сангье Лингпы и Дзогчен Пэма ньинтиг Пэмы Карпо и Ригдзин ньинтиг Великого Пятого Далай-ламы. По его доброте я тоже их получил.
Затем, когда началось летнее учение, я, благодаря своим прежним молитвам-благопожеланиям, снова встретился с Тогдэном Ринпоче Пэма Кундролом, который приехал туда. От него я тоже получил некоторые очень глубокие упадеши. В тот год на летнем учении Другпа Ринпоче мило¬стиво передавал «Три цикла самоосвобождения». Кроме того, он дал много сущностных учений, каких никогда не давал ранее.
ПОСЛЕДНИЕ НАСТАВЛЕНИЯ АДЗОМА ДРУГПА
В тот день, когда учения закончились, он дал такой совет: «Я старею. Проживу еще не очень долго. Вы, мои ученики, не обменивайте Учение на материальные вещи! Не искажайте словами истинный смысл. Если вам удастся применять истинный смысл трех строк, проникающих в суть состояния Самантабхадры, то ученики будут Дзогпа Ченпо, Дхарма будет Дзогпа Ченпо и учение будет Дзогпа Ченпо, и всё будет Дзогпа Ченпо! Если же вы не объединитесь с этим принципом, то повернетесь спиной к учению. Ведь теперь мы живем в век упадка. Учение не проявляется как прежде, а потому не упускайте главного смысла!» В качестве завершения учений мы несколько дней выполняли сто тысяч ганапудж из Ригдзин дуйпа. По этому случаю Ринпоче дал каждому из своих учеников богатые духовные наставления, и в том, каким образом он их давал, сквозило, что не так легко будет ему встретиться с этими учениками вновь. Он дал много сущностных наставлений и мне. Еще он подарил мне свою красно-белую полосатую накидку, а также ваджру и колокольчик и сказал:
- Мы еще не раз встретимся.
- Что мне теперь нужно делать? - спросил я своего драгоценного Гуру.
- Странствуй, не думая, куда идешь, применяй практику без ограничений, и к тебе придет настоящее понимание, запредельное косным понятиям!
- Как мне лучше всего очистить омрачения тела? - снова спросил я.
- Сделай одиннадцать миллионов простираний."
Это был последний совет, который я получил от него.
Потом я вернулся в свою пещеру для медитации в Сенгчен Намтраге, где усердно посвящал себя практике гуру-йоги. Однажды Ценам принес мне письмо, которое он получил от Лхундруб Цо. В нем говорилось, что Другпа Ринпоче скончался в двадцать пятый день девятого месяца года дерева-мыши (1924 г.)100. Мы с Ценамом немедленно отправились в Адзом Гар, не останавливаясь ни днем ни ночью. Приехав, мы почтили телесные останки, помолились и произнесли благопожелания. Мы посетили его сына Агьюра Ринпоче и высказали ему добрые пожелания. Затем мы вернулись в Геуг вместе с йогини Лхундруб Цо, матерью Ценама.
Продолжение следует...