Атиша. Кратко о его пути

Sep 16, 2012 13:31



Ступа с реликвиями Атиши

Атиша родился в бенгальской царской семье. Он был царевичем. В момент его рождения в том месте, где он родился, появилось множество благоприятных знаков. С юных лет он был очень добрым и необыкновенно красивым. Также, с юных лет, в своём поведении он был совершенно безвреден для окружающих. Когда люди видели его, они чувствовали счастье и огромное умиротворение. Он всегда был душевно очень близок именно к бедным людям.

Когда ему было всего девять лет, один индийский Наставник дал ему учение по индуистской философии. Но он моментально разглядел в этом учении недостатки и опроверг этого Учителя. Его ум был настолько проницательным, что он был способен моментально разглядеть ошибки в этой теории. Затем он повстречался с подлинным буддийским Духовным Наставником и получил у него учение. И просто получив это учение, он моментально освоил Праманаварттику и стал мастером логики. Затем Атиша получил большое количество разнообразных посвящений от
различных Наставников. В возрасте 25 лет он уже был необычайным, выдающимся ученым, знатоком как сутры, так и тантры.

В те времена он ещё не был монахом. Поэтому было много дочерей царского рода и знатных фамилий, которые слышали о славе Атиши и очень хотели выйти за него замуж. Однажды перед Атишей явилась Тара в облике простой женщины. Она сказала ему: «О, мудрый слон, будь осторожен. Хотя цветки лотоса прекрасны, они растут в грязи. Если ты, не зная, где произрастает этот цветок, потянешься за ним, слон, ты можешь увязнуть в грязи».

Атиша моментально понял смысл её слов и подумал: «Да, мне надо стать монахом». На это женщина ему сказала: «Если ты станешь монахом, то принесёшь пользу очень многим живым существам». После этого Атиша отправился в монастырь Наланда, получил там монашеское посвящение и стал одним из величайших мастеров этого монастыря.

Атиша стал заниматься практикой тантры. В тексте, который он практиковал, было написано: «Если будешь следовать таким-то наставлениям, то за такое-то время достигнешь таких-то реализаций». Он все сделал, но реализации не пришли к нему. И Атиша задумался: «Почему же так происходит? Я сделал всё в строгом соответствии с тем, что написано в тексте, но реализации не пришли. Почему? Сам по себе этот текст невероятно чист. Это подлинный текст. Многие мастера в прошлом практиковали его и достигли реализаций. Значит, мне чего-то не
хватает. Чего же мне не хватает? Каков кратчайший путь к реализации состояния Будды?».
Думая об этом, он отправился в Бодхгайю. Там он с этими размышлениями, стал делать обхождение вокруг ступы Махабодхи. Те из вас, кто был в Бодхгайе, наверное, помнят, что по периметру ступы есть лепнина, где изображены божества. Там есть особая статуя Тары, которую люди украшают гирляндами цветов. Эта Тара известна как говорящая Тара. Итак, Атиша, обходя вокруг ступы, размышлял: «Каков же кратчайший путь к состоянию Буды?» и мысленно обратился с этим вопросом к статуе Тары. Тогда эта статуя вдруг взглянула на Атишу и сказала: «Атиша, кратчайший путь к состоянию Будды - это порождение бодхичитты. Какой бы практикой ты ни занимался, не имея бодхичитты, ты не достигнешь никаких реализаций». Услышав эти слова, Атиша не смог сдержать слёз. Он заплакал и долго безудержно плакал.

Через несколько дней, для того, чтобы укрепить в себе уверенность, Атиша вновь вернулся к ступе и стал делать обхождение. И опять он задал тот же вопрос: «Каков кратчайший путь к достижению состояния Будды?». Тогда он увидел в небе двух женщин. У одной лицо было красного цвета, а у другой - белого. Женщина с белым лицом обратилась к краснолицей с вопросом: «Каков кратчайший путь к состоянию Будды?». В действительности женщина с белым лицом была белой Тарой, а краснолицая женщина была Ваджрайогини. Тогда краснолицая женщина взглянула на Атишу и ответила белолицей: «Кратчайший путь к состоянию Будды -
это порождение бодхичитты». Услышав это, Атиша твёрдо решил: «Теперь мне нужно знать, где мне получить целостное учение по порождению бодхичитты».

В то время учение существовало, но в виде разрозненных линий преемственности Глубинной Мудрости и Обширного Метода. Линии передачи целостного учения тогда ещё не было. Поэтому необходимо было ходить по разным Наставникам и получать у них отдельные части учения.
Позже Атиша узнал, что полными наставлениями по порождению бодхичитты, которые относились к линии Обширного Метода, обладал Учитель по имени Серлингпа. Тогда Атиша, взяв с собой около сотни своих учеников, отправился в длительное путешествие в Индонезию, где жил Серлингпа. Они путешествовали по морю на корабле в течение тринадцати месяцев. Это было путешествие, полное трудностей и лишений. В Индонезии Атиша встретился с Серлингпой и получал у него учение по Бодхичитте в течение тринадцати лет. Он получал полные наставления и
медитировал над ними. То есть, Серлингпа учил Атишу по схеме, о которой я вам говорил ранее. Серлингпа давал Атише какую-то тему для изучения и просил его медитировать над ней. Потом Атиша возвращался, получал от него новую порцию наставлений и опять шёл медитировать. В результате Атиша развил в себе полную и чистую Бодхичитту. Он развил в себе ум, который заботится о других больше, чем о себе. Обладая такой реализацией, Атиша вернулся в Индию.

В те времена в Тибете учение было в критическом положении. До этого Дхарма распространилась в Тибете, но позже учение было уничтожено царём Ландармой. Тогда два бодхисаттвы - Ешеве и его брат Чанчубве - решили, что только Атиша может возродить в Тибете учение Дхармы. Множество раз они посылали гонцов, чтобы пригласить Атишу, но каждый раз - безуспешно. Для того чтобы иметь средства на приглашение Атиши в Тибет, Ешеве много раз отправлялся в разные места на поиски золота. Однажды, во время такого путешествия, его захватил один мусульманский правитель. И этот правитель поставил условие, что он выпустит Ешеве из тюрьмы только в том случае, если ему дадут выкуп за него: золото весом, который был бы равен весу тела самого Ешеве. Тогда Ешеве передал своему брату Чанчубве: «Бесполезно пытаться освободить меня из тюрьмы. Вместо того чтобы выплачивать золотом выкуп этому мусульманскому правителю, лучше отдай всё золото, что у тебя есть, тибетцам и пошли их в Индию, чтобы они на эти деньги пригласили Атишу. И скажи Атише,
что я, царь Тибета, без сожаления умру в темнице за решеткой, если Атиша приедет в Тибет. Больше всего я прошу о том, чтобы ты, Атиша, приехал в Тибет и возродил в Тибете чистое учение. Тогда я умру спокойно». И двое тибетцев с такой миссией отправились в Индию.

Когда тибетцы добрались до монастыря Наланда, то стали везде спрашивать, где найти Атишу. Тогда им навстречу попался человек, который являлся эманацией Дромтонпы. Он спросил их, зачем они прибыли в Наланду, и с какой целью разыскивают Атишу. Когда они сказали, что хотят пригласить Атишу в Тибет, он воскликнул: «Глупые тибетцы! Вы не должны так открыто рассказывать всем, что хотите пригласить Атишу в Тибет». В конце концов, преодолев огромное количество разных трудностей и препятствий, они встретились с Атишей и передали ему письмо, которое написал Чанчубве - младший брат Ешеве. Когда Атиша прочёл это письмо, у него на глазах появились слёзы, и он сказал: «Я слышал, что Тибетом правит бодхисаттва. Оказывается, действительно, в Тибете существует царь-бодхисаттва. Если я откажусь от приглашения бодхисаттвы, то это будет очень тяжелой негативной кармой. Если бодхисаттва, для того чтобы в Тибете распространилась чистая Дхарма, пожертвовал своим телом, то, как же мне после этого не ехать в Тибет?! Несомненно, я приеду в Тибет. Но мы должны быть очень осторожны. Нам надо получить на это разрешение, потому что, в противном случае, монастырь Наланда
меня не отпустит».

Итак, тибетцы стали просить, заваливать просьбами монастырь Наланда. В итоге, монастырь согласился отпустить Атишу в Тибет на три года. Приехав в Тибет, Атиша стал давать там очень подробное учение. Чанчубве, великий бодхисаттва, сказал Атише: «Мы, тибетцы, не очень-то умны и проницательны. Если вы будете давать нам очень глубокое учение, то мы его не поймём. Поэтому, пожалуйста, дайте нам то учение, которое будет полезно для укрощения нашего ума». То есть, Чанчубве попросил у Атиши учение, которое принесло бы максимальную пользу большинству тибетского народа. Атише эта просьба очень понравилась. Именно поэтому, когда Атиша сочинил текст по Ламриму, он написал: «Я написал это учение по просьбе моего мудрого ученика Чанчубве». Если бы Чанчубве попросили у Атиши учение по Махамудре, Шести йогам Наропы или Дзогчену, то Атиша бы очень расстроился. Но он попросил у Атиши учение, предназначенное именно для укрощения ума, а не для раздувания своего эго. Поскольку вначале Атиша давал в Тибете только учение по Прибежищу и карме, некоторые тибетцы прозвали его «Ламой Прибежища». В те времена некоторые тибетцы тоже хотели в кратчайшие сроки достичь состояния Будды, и поэтому всё больше просили учения по Махамудре, Дзогчену и Шести Йогам Наропы.

Когда истекли положенные Атише три года пребывания в Тибете, и он попытался вернуться обратно в Индию, ему помешала война, которая разразилась в тот момент в Непале. Тогда Атиша послал в Индию написанный им в Тибете труд «Светильник на пути к Просветлению» с припиской: «Извините, сейчас война в Непале, поэтому в Индию вернуться не могу». Когда в монастыре Наланда получили этот труд и прочли его, все были потрясены. Монахи сказали: «Если бы Атиша остался в Индии, он такой текст не написал бы. Это квинтэссенция всех
сутр. Невероятно! В этот текст вошло всё учение Будды. И всё это изложено в чёткой последовательности. Этот текст подобен ключу, который открывает двери к постижению любого учения».

Когда все пандиты, собравшись вместе, прочитали этот труд Атиши, они не смогли найти в нём ни единой погрешности. Все приложили с почтением этот текст к голове и передали Атише следующее: «Поскольку, оставшись в Индии, ты не написал бы такой шедевр, то мы разрешаем тебе оставаться в Тибете сколько угодно. Но, с условием, что ты напишешь комментарий на этот текст». И Атиша написал комментарий, после чего прожил в Тибете долгие годы. Правда, если бы Атиша остался в Индии, он прожил бы на десять лет дольше. Такое предсказание ему в своё время сделала Тара. Пребывание в Тибете сократило его жизнь на десять лет. Но Атиша сказал: «Если я принесу пользу в Тибете, то не важно, даже если я проживу меньше. Я хочу, чтобы моя жизнь принесла тибетцам пользу».

Итак, Атиша установил в Тибете уникальнейшую систему. Он слил воедино все линии передачи: линию Обширного Метода соединил с линией Глубинной Мудрости, а также соединил эти линии с линией тантрической практики. Таким образом, он основал традицию, которая сейчас известна в Тибете как традиция Кадампа. Последователями этой традиции стали многие мастера, многие геше, которые затем достигли высочайших реализаций. Внешне они вели себя очень достойно,
как практики Хинаяны, внутри практиковали Махаяну, а втайне практиковали Тантру. Они никогда не говорили: «Я тантрический йогин». Они держали свою практику тантры в строгой тайне. Если бы вы посмотрели на некоторых мастеров Кадампа, то вы бы даже подумали, что у них нет ваджры и колокольчика. Потому что эти предметы они прятали в своих чашах для подаяния.
Атиша был тем самым Наставником, который открыл тибетцам, что между сутрой и тантрой нет противоречий. Он открыл, что, напротив, сутра и тантра находятся в гармонии между собой. Именно тогда чистое учение распространилось и укоренилось в Тибете. Вот в чём суть той невероятной доброты, которую проявил великий наставник Атиша к Тибету.

Геше Джампа Тинлей

намтар, Дхарма, Атиша

Previous post Next post
Up