Исторические загадки. Как снимаются фильмы о буддийских цивилизациях в России

Sep 02, 2012 22:15

Оригинал взят у mardongblog в Исторические загадки. Как снимаются фильмы о буддийских цивилизациях в России


В мае этого года Елена Леонтьева, научный сотрудник Института востоковедения РАН, автор сценария научно-популярных фильмов об истории буддизма вместе со съемочной группой побывала на Дальнем Востоке, в Монголии, Бурятии и Тыве в поисках истоков буддийской культуры в России.

Буддийская культура обосновалась на территории современной России еще в конце восьмого века. Артефакты, принадлежащие к ней, можно увидеть в археологических находках под Владивостоком, которые относятся к развитой цивилизации, процветавшей в раннем Средневековье на территории современного Приморского края.




- Я профессионально изучаю историю буддизма, и у меня есть много хороших друзей, которые работают в сфере кино. Так, семь лет назад возник проект обучающего фильма об истории буддизма. Эту идею поддержали Академия наук и Институт востоковедения. Уже выпущена первая серия с рекомендацией для школ и вузов. Она посвящена жизни Будды и буддийской доктрине.

Кроме этой серии планируется еще три. Мы начали с последней, об истории учения в России. Эту тему раскрывали буряты, что-то снимали калмыки, но нет единого фильма, рассказывающего  и объединяющего всех. Нашей задачей было показать весь буддизм, который сегодня есть на территории нашей страны и его истоки.

Зная работы разных дальневосточных ученых, решили начать с самой древности.



- Как проходила работа вашей съемочной группы?

- Съемочный процесс - это целый световой день. Поскольку был май, наш день начинался очень рано и заканчивался поздно. Рано утром мы выезжали, снимали, делали много дублей. В этом было много вдохновения, несмотря на то, что казалось рутиной. Нас было четверо, иногда - пятеро. Режиссер Андрей Толошный, звукорежиссер - Женя Григорьева, я - автор сценария, еще оператор - Павел Олексиенко. Всегда мы получали помощь от местного населения: они нас везде водили, все показывали, охотно давали интервью.



Знаете, в буддизме есть много разных благоприятных знаков; одним из них считается появление в небе летающего орла или коршуна, грифа. Во время съемок над нами обязательно летал какой-нибудь орел или коршун. В какой-то момент мы к этому привыкли. Махали ему: а, привет! Кульминация была в Тыве, в последний день экспедиции, когда мы увидели сотни коршунов, сидящих на длинном заборе. Вот, все они и собрались!

- О чем рассказывает каждая из частей вашего фильма?

- Первая - о возникновении буддизма вообще. Вторая - о распространении буддизма в Азии после ухода Будды Шакьямуни. Третья рассказывает о распространении буддизма в Тибете. И последняя часть посвящена возникновению буддизма в России. Когда мы начинали снимать, не слышали про обучающие научно-популярные фильмы для школьников и студентов. Потом оказалось, что предугадали. Теперь наш первый фильм пользуется огромной популярностью среди школьных учителей. Я преподаю в Институте стран Востока в Москве, и с удовольствием заменю некоторые лекции этими фильмами.



- Что интересного вам удалось отыскать? Когда же все-таки буддизм появился в нашей стране?

- Получается, что на территории современной России буддизм появился еще в дохристианском периоде. В 798-м году на территории сегодняшнего Приморья и Приамурья образовалось государство Бохай. Это был народ монголоидной расы, и его государство было очень развитым. Бохайцы находились под сильным влиянием Кореи, а так как в Корее на тот момент существовал буддизм Махаяны, они тоже постигли это учение. Их государство просуществовало около двухсот лет, и в 10-м веке было захвачено и разрушено соседними язычниками. Фактически оно было стерто с лица земли, от него не осталось никаких имен. Но на раскопках были найдены статуэтки Будд и особая черепица храмов.



В тех же приморских местах немного позже, в 11-13 веках, была другая буддийская цивилизация, Цзинь, а народ назывался чжурчжэни. От них остались генетические потомки - это несколько племен: нанайцы, удыгейцы и орочи. Судя по тому, что мы там увидели в орнаментах, артефактах - они, скорее всего, заимствовали тибетскую линию буддизма, вероятно, через Монголию и Китай. А поскольку это был 13-й век, они практиковали учение старых школ тибетского буддизма - Сакья и Кагью.

Это государство прекратило свое существование, потому что пришли монголы. Чжурчжэней они завоевали, но не вырезали. Существуют факты, что пленные чжурчжэни вместе с монгольским войском дошли до Поволжья. Это подтверждают и те буддийские артефакты, которые сейчас раскапывают в Поволжье.



Барельеф Будды, XIV век

- А какие предметы из жизни чжурчжэней вы нашли на Дальнем Востоке?

- Архитектурные детали и другие артефакты. Потом, когда мы приехали в Монголию, там мы увидели то же самое - они просто идентичны между собой. Например, среди предметов, кгда-то принадлежавших чжурчжэням, археологи нашли большую металлическую ваджру (ритуальный предмет, обычно хранится на алтаре) - она была необъемная, а, значит, одна из самых первых. Ваджра указывает на то, что это был буддизм Ваджраяны - Тибетский буддизм. Находилась эта ваджра не в храме, а у кого-то в жилище, значит, вошла в быт, стала частью повседневной жизни людей. Там же были найдены изображения лотоса, которого нет в махаянском буддизме - они были абсолютно идентичны тибетским вариантам.



- Что ваша съемочная группа посетила в Бурятии и что удалось обнаружить там?

- Конечно, посетили Иволгинский дацан, побывали и в других буддийских местах. Мы хотели рассказать о "ключевых" людях Бурятии. Например, в истории республики была такая оригинальная фигура, как Агван Доржиев. В очень раннем возрасте, примерно лет в 13 или 14 он отправился в Лхасу, в Тибет, и спустя какое-то время стал учителем 13-го Далай-ламы. Это исключительная история, чтобы бурятский лама учил Далай-ламу.

Он много помогал бурятскому народу - строил учебные заведения, храмы. К тому же Доржиев был известным дипломатом, пытался наладить отношения между русским царем и тибетским правительством, считался послом Далай-ламы в России. Биографии бурятских лам того времени очень схожи: даты смерти у всех - 1937-38 годы. Агван Доржиев погиб в лагерях в 1938-м году, и место его гибели неизвестно. Это трагическая страница в истории российского буддизма. В Бурятии есть Ацагатский дацан, посвященный Агвану Доржиеву. Там же есть дом, где он жил, сейчас в нем музей восковых фигур: сам Агван Доржиев, 13-й Далай-лама и наш современник - 14-й Далай-лама.



Агван Доржиев, восковая фигура

В 40-х годах многие ламы были реабилитированы. В 1946 году в Бурятии были построены два дацана, в том числе Иволгинский. Но ламам нельзя было учить, можно было только обслуживать население, отвечая на вопросы.

В то время много чего нельзя было делать, за всеми постоянно следили. В Советском Союзе за решеткой оказалось большинство лам, и именно там у них появлялись ученики. Поздее ламы пытались развить учение на свободе, потом их снова сажали, в лагере появлялись новые ученики и т.д.

Такова, например, была судьба Бидии Дандарона. В Бурятии есть ступа, которая ему посвящена. Свои первые буддийские поучения в зрелом возрасте он получил в лагерях, в  которых провел около 18 лет. Дандарон был ученым и оставил достаточно много текстов как буддийских, так и буддологических. Есть такая позорная страница в истории российского правосудия - в 1974 году случился судебный процесс над Бидией Дандароном, который к тому времени работал в научном институте, а среди его учеников было много известных интересных людей, в частности, философ Александр Пятигорский. Получилось так, что Дандарона осудили за создание тоталитарной секты. Он снова попал лагеря, где в том же году и скончался.



- Куда вы отправились после Бурятии?

- В Монголию, ведь именно оттуда растут корни бурятского буддизма. Это и была вторая волна возникновения буддийского учения в России в конце 16 - начале 17 веков. Ойраты, племена западных монголов, начали кочевать на запад. Часть из них осела на Алтае. Остальные отправились через Сибирь и Урал в Поволжье, так появились калмыки. Немного позже буддизм появился и в Бурятии. Сначала буддийские храмы строились как юрты. В 1728 году появился первый стационарный деревянный храм коло Кяхты в Бурятии, сегодня он называется Цонгольский дацан.

А закончили мы свою экспедицию в Тыве - тоже буддийской республике. Сама по себе Тыва большая, но там очень мало населения, и буддизм там тесно переплетается с шаманизмом, который для тувинцев является "родным". Буддизм же появился у тувинцев только в 19-м веке.



- Есть какие-то еще места в России, которые вы не охватили в этой экспедиции?

- Пока не трогали современный буддизм. Мы собираемся провести съемки в республике Марий-Эл - там недавно была построена ступа. Есть еще ступа на острове Ольхон на Байкале - туда мы поедем снимать зимой. Еще не хватает съемок из Калмыкии. Но если учесть, что первую серию мы готовили достаточно долго - четыре года, впереди еще много работы.

Ступа (санскр. - «макушка, куча земли, камней») - в буддийской архитектуре монументальное и культовое сооружение для хранения реликвий, имеющее куполовидную форму и не имеющее доступа внутрь. Исторически восходит к могильным курганам, сооружавшимся для погребения царей или вождей.

- Вы собрали много интересной информации в этой поездке. Будете ли вы использовать ее в своих книгах и научных работах?

- Мне кажется, фильм - это уже много. К тому же, на мой взгляд, люди сегодня все меньше читают. Недавно вышел в свет «Путеводитель по буддизму», подготовленный мной. В нем есть некоторые факты, которые я успела добавить в макет уже после поездки.

Текст: Ася Вострикова
Источник: obzor.westsib.ru

Бурятия, Дхарма, Россия, Тува, история, Монголия, ваджраяна, Приморье

Previous post Next post
Up