Механизмы обусловленности ума. Способы обнаружения

Aug 30, 2012 14:45




Если вы хотите понять, есть ли у вас вИдение (про лхатонг некоторые всегда спрашивают, как они поймут, что оно уже возникло:)), есть ли у вас действительное постижение пустоты и насколько оно устойчиво, попробуйте проделать при созерцании простую вещь. Например, вы можете стоя визуализировать перед собой на уровне межбровья на расстоянии вытянутой руки своего Учителя как Будду или взять другое подобное созерцание. Главное - чтобы вы стояли на ногах и визуализация была перед вами, а не над макушкой и т.д. А теперь, продолжая созерцание, возможно, читая мантру или призывание, попробуйте не слишком быстро начать двигаться по кругу - главное, чтобы стороны света. куда направлен ваш взгляд, менялись.

Принцип в том, что пока вы созерцаете с неподвижным телом,

вам может казаться, что всё в порядке, но... У вас есть вестибулярный аппарат, очень чуткий механизм, и как только вы начинаете круговое вращение с открытыми глазами и при этом созерцаете вовсе не изменение вида вокруг вас, а внутренний неподвижный умозрительный объект, ваш вестибулярный аппарат неизбежно придёт в противоречие с вашим неподвижным созерцанием, начав активно посылать вам сигналы о движении. Очень легко при этом обнаружить свою привязанность к пространству, то есть тонкую обусловленность. Можно почувствовать очень конкретно, как именно ваш ум цепляется за своё построение восприятия окружающего мира. Возможна лёгкая разбалансировка)).

Меня могут спросить, чем это отличается от тех же семдзинов. Очень просто - в семдзинах вы объединяете движение и покой ума только в уме. А в моём упражнении вы объединяете тело, речь и ум (если вы при этом её читаете мантры или призывания, то есть действуете и на уровне речи).

Сразу отмечу - это упражнение только для опытных людей. Не думайте, что это просто какой-то новодел. В древности люди практиковали множество довольно резких иногда методов, направленных на обнаружение привязанностей и разного рода трудно осознаваемых обусловленностей. Я уже упоминал, наверное, как учителя школы кагью проверяли устойчивость созерцания практиков махамудры. В Тибете пожилые бабульки пользутся особым непререкаемым уважением. Практику предлагалось помочиться прямо перед такой уважаемой старушкой, встретив её на улице)). Учитель, идя рядом, контролировал, следил за состоянием ума ученика - не поколебалось ли его созерцание. То есть ученик, нарушая некие табу, должен был продолжать пребывать в полной безмятежности. Понятно, что для этого нужно иметь здоровый разум.

шаматха, лхатонг, созерцание, препятствия, випашьяна, самопознание, ваджраяна

Previous post Next post
Up