Только для людей с опытом созерцания

Aug 11, 2012 16:09



Полчища Мары нападают на Будду

УЧЕНИК: Ринпоче, чем отличается переживание випашьяны, в которой пытаются обнаружить того, кто медитирует, от шаматхи без опоры?

РИНПОЧЕ: Прежде всего, шаматха с опорой или без, с сосредоточением на объекте или без него, - это всё равно шаматха. Ум всё-таки прикован к чему-то, спокойно оставаясь в переживании. Есть у него опора или нет, - в основе своей он остаётся таким же. В випашьяне мы исследуем: «Что же является тем, что медитирует?». Не получив указующих наставлений, невозможно прийти к какому-то существенному заключению. Просто думать: «Кто же медитирует?», - это само по себе просто ещё одна мысль. Но, тем не менее, в этом есть смысл, потому что момент, когды мы взглянули: «Что же является тем, что медитирует?», можно использовать потом. Например, сначала наш ум пребывает на слоге ХРИ в сердечном центре, а потом мы всматриваемся, что же медитирует. В этот момент всё просто исчезает. В тот момент приобретает важность указание на природу ума. Между «видением сущности» и просто «пребыванием» огромная разница.

УЧЕНИК: Когда вы говорили о Махамудре пути, вы ссылались на слова Миларепы, что хотя Махамудра и беспричинна, всё же она может быть распознана благодаря сильной вере и преданности. Могли бы вы объяснить, как это работает?

РИНПОЧЕ: Традиция Кагью, в частности, называется линией преданности. Преданность или сильная вера важна, поскольку Махамудру невозможно распознать только с помощью изучения и интеллектуальной подкованности. Невзирая на усердие, невозможно распознать Махамудру только посредством одной лишь медитации, или благодаря просто накоплению заслуги и очищению омрачений. Так как же распознать Махамудру? Мастера Махамудры, в частности, учителя Кагью, говорят: «В момент сильной преданности к тому, на кого можно полностью положиться и довериться, появляется возможность распознавания Махамудры». Поэтому вера и преданность мастеру очень важны.

Благодаря преданности вы можете получить благословения. В этом контексте слово «благословение» используется не в смысле конкретной вещи, которую передаёт один человек другому, - нам просто нужно это как-то называть. Мы говорим о «получении» благословения», потому что происходит передача мудрости. Мастер не вручает нам какую-то «вещь», но в момент преданности все концепции и тревожащие эмоции сами собой исчезают и поэтому очень легко распознать сущность ума. То, что называют «благословением» - это возможность распознавания. Но к распознаванию могут привести не только вера и преданность. Точно такую же возможность предоставляет сильное сострадание, равно как и шок, потрясение или неожиданный страх. Последний может быть опасным, поскольку может вам повредить, если ваш ум на самом деле не устойчив. Однако в преданности и сострадании нет никакой опасности.

УЧЕНИК: Если сострадание и пустота или светоносность и пустота являются основным источником момента переживания или осознавания, то возникают ли из них проявления концептуального ума и материального мира? Возникают ли из пустоты формы и проявления?

РИНПОЧЕ: (Долгое время Смеётся) Прежде всего, чтобы обнаружить, какова на самом деле наша исконная ситуация, вы должны исследовать вопрос и проверить для себя: «Что воспринимается или проявляется, и кто собственно воспринимает? Каково восприятие того, что проявляется?». Если вы действительно вглядитесь в это, то все проявления, как они есть, запредельны возникновению - ниоткуда не появляются, нигде не пребывают, а также не исчезают. Но при этом, кажется, что существуют индивиды, то есть те, кто воспринимают проявления. Кажется, что есть воспринимаемое и, что происходит сам процесс восприятия. С дальнейшим продвижением в практике это становится яснее. И лишь из заключения, что нечто воспринимается, не следует, что оно существует. Например, надавив на свои глаза, вы можете увидеть, что всё двоится. Но, на самом деле, это не так. То же самое и со снами. Всё, что нам снится, не обязательно существует в реальности. Также, если вы употребляете разные наркотики, то можете увидеть разнообразные видения, но •и это не значит, что они существуют.

Итак, ошибается тот, кто воспринимает, воспринимаемое им - это нечто ошибочное, и само восприятие тоже ошибочно. Как и во сне, все три аспекта ошибочны. Это просто заблуждение. Когда вам снится сон, вы чувствуете и переживаете нечто. Хотя вы действительно что-то чувствуете, на самом деле ничего этого нет, даже если и вещи кажутся очень реальными. Если вы в своём сне идёте над пропастью, вы цепко держитесь и пытаетесь не упасть. Если появляется кто-то и хочет вас ударить, вы оказываете сопротивление. Иногда вы чувствуете, будто вас обидели. Пока мы видим сон, кажется, что есть что-то, вызывающее ощущение, есть кто-то, кто ощущает, и что происходит ощущение.

Но с точки зрения бодрствующего состояния сон длится лишь очень краткое время, и его можно легко посчитать нереальным, не происходящим на самом деле. Но как мы можем это доказать? Если бы наши сны длились месяцами и месяцами, тогда какими бы они нам показались?

УЧЕНИК: В конце этой песни упоминалось о неоднократном распознавании снов. Могли бы вы объяснить нам, что это значит?

РИНПОЧЕ: Спать можно по-разному. Некоторые люди спят в совершенно отсутствующем и тупом состоянии, вообще ничего не замечая. Другие спят в более ясном состоянии. Они переживают разнообразную панику, убегая от того и этого, повторяя свои дневные ощущения. Всё это - только путаница и беспорядок, называемая «двойным заблуждением», потому что бодрствующее состояние омрачено, а сны - вдвойне. Но с обретением некоторой устойчивости практики в бодрствующем состоянии, вы можете в ночное время смешивать сон со светоносностью и спать в состоянии светоносности. Это довольно трудно объяснить, поскольку это связано с вашим собственным уровнем опытности в практике.

УЧЕНИК: Ринпоче, вы говорили о трёх способах распознавания Махамудры - преданности, сострадании и шоке. Вы объяснили, как работает преданность, но как это происходит с состраданием? Как работает сострадание, и нужно ли практиковать сострадание, чтобы распознать Махамудру?

РИНПОЧЕ: Эти учения предназначены для того, у кого уже есть компетентный мастер, а не просто для тех, у кого имеется лишь немного веры или сострадания. И преданность, и сострадание практикующего, не получившего указующих наставлений - это всего лишь мысли. Не обязательно, что они приведут к реализации. У того же, кто получил надлежащие наставления, реализация может возникнуть в момент сильного сострадания.

УЧЕНИК: Какого рода шок может вызвать реализацию?

РИНПОЧЕ: Электрошок. (Смеётся) Правда! Попробуйте. (Смеётся) Нет, нет! Я шучу. Это опасно и такое может сделать только компетентный мастер. Если мы станем пугать друг друга, мы можем попасть в массу неприятностей.

Например, есть старая история об одном практикующем, который долгие-долгие годы полностью отдавался практике, делая миллионы простираний, но ничего особенного не происходило. Его мастер, который был необычным учителем и мог знать, что на уме у других, увидел, что самое время для ученика пойти в горы и оставаться там одному. Между тем, мастер послал вперёд одного человека, чтобы тот внезапно выскочил и закричал: «буу!» или что-то подобное. Мастер тоже пошёл туда и сразу же после испуга ученика дал ему указующие наставления. Он сказал: «Это оно! Теперь ты распознал». Если обычный человек пытается сделать что-то подобное, это называется подражанием собаки прыжку льва. Лев может перепрыгивать над пропастью с одного обрыва на другой со всем достоинством и величием, благополучно оказываясь на другой стороне. Если бы собака собралась подражать ему, она бы просто с воем упала вниз и умерла, переломав себе кости.

УЧЕНИК: Прежде вы говорили о снах. Если уже во сне осознаёшь, что спишь, и возникает мысль: «Так, теперь я знаю, что вижу сон. И что я должен делать? Я могу что-то предпринять». Нужно ли делать что-то особенное?

РИНПОЧЕ: Прежде всего, если мы распознаём сны, то обычно это просто мысль. Мы думаем, что распознаём сон, но на самом деле это просто ещё одна концепция. Это просто часть сна, а не настоящее распознавание или осознавание того, что мы видим сон. Это просто сон о том, что мы его распознаём. (Смеётся). На самом деле, действительно распознать сон и получить возможность абсолютно свободно делать всё, что захочется, довольно трудно и, скорее всего, почти невозможно без предварительной тренировки в Шести Йогах. Если вы практикуете Шесть Йог, в них есть этапы, называемые созданием и преобразованием сновидений.

УЧЕНИК: Вы часто говорите о «тревожащих эмоциях». А есть ли нетревожащие эмоции?

РИНПОЧЕ: Да. Они называются добродетельными умственными состояниями. Это такие состояния как вера, преданность и сострадание. Абхидхарма говорит об одиннадцати добродетельных умственных состояниях, но есть и множество других. В контексте Махамудры и Дзогчена, хорошая мысль - это просто ещё одна мысль. Мы должны оценивать и понимать вещи в соответствующем контексте того или иного учения.

УЧЕНИК: Из пяти тревожащих эмоций, на мой взгляд, гордыня, из-за её тонкости и мысли, которая за ней стоит: «Я лучше всех», мешает нам бороться с другими отрицательными эмоциями, поскольку мы не верим, что они у нас есть. Ринпоче, не могли бы вы объяснить нам, как побороть гордыню?

РИНПОЧЕ: Прежде мы говорили, что из пяти тревожащих эмоций, хоть привязанность, гнев и заблуждение, и кажутся на первый взгляд наихудшими, на самом деле, самыми худшими являются гордыня и зависть, потому что их проще всего иметь и труднее всего распознать и отбросить. Кроме изучения, осмысления и медитации, другого пути нет. Больше ничего нам не поможет.

УЧЕНИК: Текст говорит: «Во время практики главной части, покой - это пребывание в полной свободе от мышления; возникновение - это когда ум блуждает в десяти направлениях, не оставаясь в покое, а осознавание - значит замечать всё, что происходит, будь то покой или возникновение». Хотелось бы знать, под покоем понимают покой шаматхи или же покой випашьяны, о котором учил Тулку Ургьен?

РИНПОЧЕ: В чём состоит разница между покоем и обычным умом? Три наставления о покое, возникновении и осознавании согласно системе Махамудры - это учения, дающиеся до прямого введения в природу ума. Это способ понять, чем же является наш ум, что такое наше сознание. Как правило, обычный человек просто думает: «Да, у меня есть сознание и ум», но не имеет точного представления, что это и каким оно является. Так, исследование покоя, возникновения и осознавания есть способ, помогающий узнать, на что похож ум. Это делают после того, как вам говорят: «Вначале позвольте уму успокоиться. Остаётся ли он в покое? Выясните это. Он думает? Происходит ли движение? Позвольте ему думать, но наблюдайте за ним в процессе размышления. То, что замечает и наблюдает покой и возникновение мыслей, называется осознаванием. Итак, теперь посмотрите, на что похожа внимательность или осознавание». Вы изучаете всё это, исследуете и спрашиваете себя: «Что наблюдает?». Найти хоть какой-то ясный ответ на этот вопрос оказывается невозможным. Дать точное определение «уму», что он такой-то и такой-то, невозможно. И именно в этот момент мастер указывает на обычный ум.

УЧЕНИК: Значит, эта попытка осознать и есть тот поворотный пункт, когда мы начинаем получать более глубокие учения...

РИНПОЧЕ: Одного лишь наблюдения за покоем и возникновением мыслей недостаточно. Необходимо пребывать в равностной сущности этого наблюдения.

Из наставлений Чокьи Нима Ринпоче

шаматха, наставления, созерцание, махамудра, випашьяна, ваджраяна, осознавание

Previous post Next post
Up