Учитель - наставник по глубинным тайным тантрам Кэнпо Падмаваджра из монастыря Дзогчен считал Мипама нераздельным с всеведущим Владыкой Дхармы (Лонгчен Рабчжамом) в его силе мудрости, качествах постижения и в остроте его писаний и философии. Великий геше Канмарпа из монастыря Дэпунг говорил: «Для того, чтобы кратко и многозначно восхвалить великого ученого Мипама Римпоче, можно сказать: Огонь узнается по наличию дыма, Вода узнается по наличию уток, А разумный Герой Просветления Узнает духовные силы по знакам».
Большую часть времени он выпивал только две чашки чая и сосредоточивался в однонаправленном созерцании при подходе и осуществлении практики порождения. Он оставался неколебим, без передышек, отбросив все измышления мирской деятельности, отвлечения и восемь мирских установок (относительно того, что приятно, неприятно, является обретением или потерей, хвалой или хулой, славой или бесславием. - Ред.), и так нес знамя преданности своей жизни медитации.
Как пример ясности его визуализации на стадии порождения можно упомянуть, что, когда Ми-пам был молод, он получил наставления с разрешением на практику и благословением по ритуалу активности Белого Манчжушри в традиции Са-санг Мати Панчен [Sa bzang Mati Panchen]. Он практиковал этот ритуал в затворе и фокусировался на сердечном центре и интенсивном вращении гирлянды слогов мантры. Тогда обнаружила себя невероятная живость восприятия в медитации, при которой все обыкновенные внешности и умственные состояния приостановились. О своей способности проводить время в самадхи, описанных в текстах, он говорил: “Это, должно быть, благословение Учителя”. На протяжении многих лет в затворе, как он говорил, у него никогда не появлялось отвлечений словесными или визуальными объектами от однонаправленной йоги стадий зарождения и завершения, которые он практиковал в соответствии с текстами, на протяжении одного круга четок.
Устранив все сомнения посредством изучения и размышления, в соответствии с биографиями святых прошлого, в месте достижений, являющемся царем всех мест достижений - в “тигрином логове” в Кармо Мипам Ринпоче водрузил свое знамя достижений на период в 13 лет. Кроме того, говорится, что, когда он совершил религиозную практику почитания Манчжушри-Ямантаки, Царя жизни, - божества, к которому упал его цветок, указав судьбу, во время церемонии посвящения, тогда проявились все знаки полного свершения, которые бывают описаны в текстах.
Однажды Мипам Римпоче пришел к своему Учителю Кьенце Римпоче, и тот спросил: “Какого рода практикой ты занимаешься в затворе?” На это Мипам ответил: “Пока я изучал, я продумывал все основательно и вот, думая, что я должен завершить порождение во время начитывания в период подхода, я проявлял чрезвычайную дисциплину в практике на этапе порождения”. Кьенце Ринпоче ответил: “Это очень трудно. Всеведущий Лонгченпа говорил: “Не делай ничего, приди к покою прямо там, где находишься”. Но, покоясь так, я не увидел никакого так называемого “лица сознания” с белой кожей и цветущей комплекцией. Но, тем не менее, если бы прямо сейчас надо было умереть, - все было бы в порядке, у меня нет и малейшего сожаления!”. Рассказывая это, Кьенце Ринпоче громко расхохотался. Позднее Мипам сказал, что это был персональный совет Учителя ему.
Мипам говорил: “К настоящему моменту, благодаря сосредоточению на этапе порождения, я достиг той точки, где пять типов переживаний - переживание привычности - струятся, как река. И вот я думаю, надо ли развивать однонаправленность сознания вместе с этой Безмятежностью сознания? Если я доведу Безмятежность до полноты, Проникновение должно увеличиться". И, соответственно, Учитель говорил, что, когда он проделывал предсказание относительно своего кармически предназначенного божества, на которое бросал свой цветок во время предсказания при посвящении, проявились все знаки, объясненные в тексте.
Когда он находился в затворе Чжу, Владыка Защитник Шечен Рабчжам Ринпоче пришел навестить его. Он сказал: “Когда Мипам проделывал практику долгой жизни Ратна Лингпы, целый год “вода жизни” (в чашечке для специального подношения. - Ред.) не портилась летом и не замерзала зимой. С момента, как он налил ее, вода не убыла ни на гран. Я думаю, это знак осуществления божества”. Мы проделали церемонию обретения достижения совместно, и было ясно, что все знаки - как описано в текстах - присутствуют. Шечен Ринпоче сказал медитировать об этом и хранить это в тайне, ничего никому не говоря.
Но даже в общественном присутствии достижения Мипама давали себя знать. Так, в Тагцагне sTag tshang во время четырехдневного затвора по Черному Коню (Махакале), когда он бросил торма (подношение, вылепленное из муки. - Ред.), каменная гора рассыпалась в прах. И другие такие случаи мы видели собственными глазами.
Когда он был в Чамдо, много толковали о китайском вторжении, и помощник Мипама дост. лама Одсэл очень беспокоился. Мипам сказал: “Если я буду высшим генералом сокрушителя варваров царя Ригдэна Грозного с железным колесом, то мне нужно оставаться. Посмотрим, что будет”. И он остался возле Гато (sGa stod). Иностранная армия подошла туда, но, хотя место пребывания ламы было на их пути, они не смогли пойти этим путем и были вынуждены пойти в обход.
Относительно практики стадии завершения можно определить, что он был человеком, обретшим внезапные спонтанные достижения, основанные на его практике в прошлых жизнях. Но и в этой жизни он практиковал все формальные йоги проникания в жизненные точки ваджрного тела, такие как йога шести периодов (Калачакра). Так потоки ветров (энергии) были чрезвычайно очищены в его центральном канале, и Мипам осуществил подлинное внутреннее свечение, естественную внутреннюю мудрость великого блаженства. В особенности он опирался на практики йоги Великого совершенства (дзогчен. - Ред.), а именно: пропарывание насквозь (трегчо) (khregs chod) и Всёпревосходящее Постижение (thod rgal). Он постиг пределов реальности, а не только занимался интеллектуальным изучением. Он наслаждался беспредельной игрой бескрайней чистоты - местопребыванием самоявленных чистых земель Самбхогакайи, представлением тел Будды и Мудрости Будды.
Когда я был юн, в Кармо Тагцанге я пришел к нему и получил комментарии Ньендрон (sNyan sgron) на восемь передаваемых наставлений. Он сказал тогда: “Любой может найти, о чем можно написать, если есть склонность этим заняться, но в этом нет смысла. Иногда, благодаря моему Учителю и милосердию божества медитации, что-то для написания естественно приходит в мой ум. Если не требуется особого напряжения и кажется легким для написания без усилий, тогда делать это очень просто, и в этом есть великая цель, так что теперь я немного подожду, пока это произойдет. Ты можешь молиться Ламе и божеству медитации и просить об этом Защитников Дхармы”. Это очень важная история. Некоторым близким друзьям он высказывал: “Никакие из молитв и т.п., что я написал, не были исполнены без особой цели. Кто бы ни начитывал их, получит великие заслуги и благословение”.
В особенности, благодаря ему, в эту эпоху упадка учения наша традиция (Ньингма) стала даже лучше, чем прежде. И среди его учеников были: rDo grub Rinpoche, gTer ston bSod rgyal, the Fifth rDzogs chen Tulku, dGe dmang skyab mgon, mKhan po Padmavajra, Kah thog Si tu Rin po che, Ze chen rab 'byams, rGyal mtshab sprul sku, dPal yul rGyal sprul, Kar ma yang sprul, dPal spungs Si tu Rin po che, Gling rje drung, minister of dGe mang bsTan 'dzin nor bu, Mu ra sprul sku, mKhan po `Yon tan rgya mtsho, bLa ma Lung rtog, A 'dzom 'brug sprul, rTogs ldan Sha kya Shri; Ngor slob dpon, dGu rub Tulku и так далее. Итак, наиболее важные ученики его были великие перерождения Шечен Римпоче, Дзогчен Римпоче, Катог Римпоче, Пэлъюл Римпоче, Пэлпунг Римпоче, Дерге Гончен Римпоче и Ребконг Римпоче; и другие из всех школ тибетского буддизма были среди его учеников.
На 67 год - Воды-мыши, в 13-й день первого месяца Мипам вышел из своего затвора. Он написал:
Намо Манчжушрисаттвая!
Овладев океаном практик Героев просветления,
В Великорадостной и других чистых землях
Пусть я смогу, об этом молюсь, защитить
Всех наполняющих сферу пространства существ
Помыслом Просветления.
В качестве Наставника Дхармы в темное время,
Кармою оскверненный - семнадцать лет я страдал
От жесточайшей болезни “ветров” - каналов энергии.
Хотя муки были без передышки и очень сильны,
Я полагался на эту призрачную оболочку,
Чтобы в миру еще пребывать.
Теперь я в сознании, радующемся смерти,
Последний завет свой в словах изложу.
После этого он записал свой последний завет и спрятал его.
Во второй месяц он дал некоторые наставления своему помощнику ламе Одсэлу и прочел дхарани Акшобьи 100 000 раз. Наутро 10-го дня третьего месяца он сказал: “Давайте посвятим заслуги от моего прочтения и от написания трактатов, начиная со времени, когда вы пришли в Кармо Тагцанг”. И мы посвятили заслуги вместе, три раза ради полного Пробуждения на благо других. “Теперь, - сказал он, - все знаки осуществления вдохновенной молитвы полны, и в будущем вы будете неотдельны от Манчжушри. Так что вы не просто должны чувствовать себя польщенными, но великосчастливыми! Если у вас есть вопросы, которые нужно разрешить по практике, задавайте их сейчас, потому что я не знаю, сколько еще я останусь”. Он принес нам утешение, заметив: “Отныне и впредь ученики, связанные со мною как с ачарьей, и я будут нераздельны в Пробуждении”.
Было много просьб к нему жить дольше в качестве высшего Защитника существ, но он сказал: “Сейчас я не хочу оставаться из-за времен и моего недомогания. Даже если бы я остался, трудно было бы использовать это на пользу, так что оставайтесь в затворе и других местах и постарайтесь сохранять свою практику настолько хорошо, как только вы можете. Поскольку у вас довольно мало опыта, отныне не ищите других Учителей. В жизни, смерти и промежутке меж жизней мы встретимся позже, мы будем нераздельны в чистых мирах”.
На 18-й день 4-го месяца прибыл Кэнпо Кунпэл с томом Калачакры в руках. Мипам сказал ламе Одсэлу: “Если в наши дни говоришь правду, никто не будет слушать, если говорят ложь, все думают, что это правда. Я никогда не говорил этого раньше: я не обычный человек. Я Бодхисаттва, Герой Просветления, принявший рождение их вдохновения. Страдание, испытываемое мною в этом теле, - это остаток кармы, но отныне я не буду уже испытывать загрязненность кармой. Теперь, поскольку обстоятельства очень важные, я, начиная с сегодняшнего дня, буду передавать объяснительную передачу Калачакры Кэнпо Кунпэлу.
Наутро 25-го дня он сказал: “Теперь скажите семье Дильго (dis mgo) и другим моим патронам, и всем людям, кого я знаю в районе, немедленно прийти”. Люди пришли с молитвами и просили остаться. “Нет, теперь я точно не останусь и не буду больше принимать рождения. Я должен теперь уйти в Шамбалу, на север”.
...Лама Одсэл взял на себя все большие и маленькие заботы по подготовке похорон, такие как присмотр за крематорием, сделанным из меди и золота в монастыре Шэчен, и создание символов просветленного тела, речи и ума, которые стали “полем заслуг” для существ. Через 100 дней после его ухода, утром десятого дня восьмого месяца лама Одсэл встретил Мипама в физической форме, тот написал двадцать пять или двадцать шесть страниц и сказал: «Я даю тебе». В написанном были слова «ваджра радужного тела», и Мипам сказал: «Ваджра радужного тела» три раза громким голосом перед тем, как он растаял в небе, словно радуга, в то время, когда всходило солнце.
Также было много других знаков необычайного благословения: наблюдаемых с верой, во сне или в бодрствовании, - это были постоянные знаки неизменной духовной защиты Мипама.
Таков этот грубый набросок внешней биографии Мипама. Его внутренние и тайные биографии даже не затронуты здесь. Если говорить коротко, Мипама везде знали как того, кто, бесспорно, достиг совершенного величия ученого и практика, как переплывшего океан познания, размышления и основанного на опыте развития. Таково общее восприятие. Если говорить правду, то в своих постижениях и деятельности этот мастер не отличался от Манджушри, Ваджрапани и им подобных, для такого великого человека не было ничего необычного в том, чтобы видеть божеств и показывать волшебные силы.
Однако для его учеников недостаточно просто перечислить, когда он родился, как долго жил и какие вещи делал, поэтому я здесь перечислил то, что слышал сам, без прибавлений и убавлений.
Закончена "Сущностная духовная биография Мипама РиНпоче", написанная Кэнчен Кунсанг Пэлдэном.