Об "огненной" этимологии слова "гнев"

Jun 30, 2012 01:04




Авторитетнейший этимологический словарь Макса Фасмера разочаровал - "гнев" он соотносит с "гниль", а оттуда выводит соотношение с "яд". Смеялся.

"Гнев" в русском языке имеет общий с санскритом корень "гн", а потом соотносится со словом "агни" и его значением "огонь".

Недаром в русском сохранилось в ходу до сих пор естественное словоупотребление "гнев вспыхнул", оно прямо передаёт резкие изменения в сосудах, скачок адреналина в ответ на подавление (ему соответствует выделение норадреналина). Подавление безличностно - это просто глубоко внутреннее отражение любого отвержения, отталкивания, производимого сознанием человека по отношению к чему угодно. Но поскольку отражение происходит в человеке, он связывает себя с ним, обуславливается. То есть реактивное действие человека вовне имеет внутренний аспект в самом человеке - отрицая, отталкивая что-то, он подавляет самого себя внутренне. А уже на уровне гормональном ему необходимо преодолевать собственное самоподавление. Скачет адреналин - и человек выплёскивает гнев вовне. По сути, это попытка преодолеть собственное состояние подавленности, выйти за пределы, сужающие человека, как ему кажется в этот момент. Йоги ваджраяны используют гнев, чтобы, оседлав его, использовать его энергию для резкого расширения сознания. Такая практика опасна, если человек не вполне к ней готов и плохо понимает что и для чего делается и каков должен быть результат.




Поэтому буддисты ваджраяны говорят: "На кого гневается идам? На себя самого!"))) Потому что всё главное в гневе происходит сугубо в самом потоке сознания. Но и поэтому гнев, сущностью которого является отрицание, наиболее разрушителен для человека - отражаясь внутри существа, он сжигает его. Это саморазрушение. По силе нет равных этой эмоции. И потому она самая быстрая - человек наиболее скор именно в гневе, почему и быстрее всего лишается в этом состоянии разума. Об этом говорят все системы внутреннего развития во всех религиях. Но о том, что гнев "огневит", "дымен", что человек гнева вспыльчив, он "вспыхивает", что гнев имеет огненную природу - нам обычно замечают лишь древние. Тибетская медицина всегда предупреждает - человек с избытком элемента "огонь" очень раздражителен, ему подчас даже повода не нужно, он сам его найдёт в любой мелочи. И так подтверждается "огненная" этимология русского слова "гнев".




гнев, саморазвитие, самопознание, чувство, язык, история, огонь, ваджраяна

Previous post Next post
Up