Гадание - это уже другая сфера (нежели Таро как принципы мира - Нандзед), у нее свои законы. Вообще-то говоря, для гадания как такового развитие ума вовсе не обязательно. Всегда существовали и существуют люди, способные вполне успешно гадать и при этом ничем не выдающиеся в других отношениях. Необходимым элементом успешного гадания является личная эмоция, «интерес». При этом масштаб дел может быть самым разным, но необходимо, чтобы для кого-то был важен результат - для царя ли, собирающегося воевать или для девушки, интересующейся молодым человеком; для того, кто гадает, или для того, кому гадают. Эта эмоция, «интерес», точнее ее специфическая энергия, является элементом настройки. Она как бы намечает путь для долженствующего прийти конкретного знания или информации, «вызывает» это знание. Гадатель, если он в других отношениях человек заурядный, может давать правильные и даже важные ответы. Но область приложения его способности всегда будет относиться к житейской сфере. Он может, скажем, предсказать смерть конкретного человека или даже гибель государства, но не будет в состоянии познавать принципы, управляющие жизнью. Такие люди могут для своих целей использовать и Таро, даже профессионально, для заработка, это им не запрещается. В таком случае будет использоваться только низшая, «житейская» часть этой грандиозной системы.
Но Таро, будучи системой мировых принципов, способно помогать и в более высоких вещах. Эта «лестница Иакова» как бы простирается сверху вниз подобно Монохорду Фладда или Лучу Творения Гюрджиева. Гармоничность Таро позволяет использовать его таким образом, чтобы совершенствование разума и развитие интуиции шли рука об руку. При этом тренировка ума приближает к раскрытию интуиции, а проблески интуиции помогают уму схватить ускользавшие от него прежде тонкие связи.
При гадании на Таро то, что является настройкой - эмоция и манипуляции с колодой - устанавливают связь с Источником, а сложнейшая система взаимоотношений карт является тонким механизмом, дающим возможность адекватно «считывать» ответы, то есть переводить полученные результаты на язык низших центров, в данном случае интеллекта. Часто при рассмотрении «философского» (в отличие от «житейского») аспекта Таро, его представляют в виде некой схемы или модели, что естественно для нашего способа мышления. Однако, Таро не является схемой или моделью, потому схемы и модели - лишь продукт ума, находящегося ниже Таро. Элементы Таро связаны по другому принципу, гораздо более тонкому - органическому. Таро - это организм.
Здесь я подхожу к пункту, который трудно принять современному человеку. А именно: можно сказать (и без натяжки) что Таро - живое. Но у нас с понятиями «жизнь», «сознание» связаны довольно определенные ассоциации. В нашем описания мира нет элементов, которые соответствовали бы тому, что Таро может обладать жизнью и сознанием. Ирония в том, что мы приписываем себе те свойства, которыми практически не обладаем. Во всяком случае, по сравнению с Таро...
При правильном использовании Таро, вернее сказать, при правильном взаимодействии с Таро оно может помогать развитию человека и являться его наставником в более личном смысле, чем можно предположить. Но поскольку в процесс гадания (в отличие от тренировки разума) входит, как можно заметить, некоторый «магический» элемент, с гадательным аспектом Таро нужно обращаться осторожно. Необходимы собранность, внимание, осторожность. Уважение. При неправильном отношении возможны весьма нежелательные «побочные результаты», потому что с Таро связана могущественная энергия, понимает это человек или нет. Впрочем, развивать эту тему нет необходимости.
Стоит указать, что у Таро есть и другая ипостась: И Цзин. При наличии определенных знаний эти две системы можно привести в строгое взаимно однозначное соответствие. Если говорить точнее, существует только одна единственная «Система», соответствующая структуре нашего мира. Таро и И Цзин просто являются ее различными сторонами. Существуют и другие системы Знания, которые являются более частными аспектами этой Системы, хотя и сохраняющими полноту, достаточную для их раскрытия и применения. Примерами могут служить Каббала (в том виде, в котором она дошла до нас) и Ars Magna Раймонда Луллия. Наконец, существуют системы, которые являются частичными «срезами», осколками Системы, например, различные виды солитера, шахматы. По ним Целое восстановить невозможно.
Суфизм чрезвычайно гибок и разнообразен в своих методах. То же, конечно, относится и к Таро. Я показал только несколько отдельных его черт. Вся жизнь на Земле может может быть раскрыта через то, что некоторые считают просто «колодой карт». Только само Таро может поведать о своей полноте. Да и И Цзин, как считается, может вместить всю Поднебесную... Связь Суфизма и Таро намного глубже, чем это может показаться при поверхностном рассмотрении. Недаром Идрис Шах писал: «Многим из этого все еще пользуются суфии, хотя на Западе уже забыли о связи Таро с суфийскими текстами». Подлинное Знание едино.
Конечно, прочитаввсё это, можно сказать: но ведь все эти рассуждения - тоже плод разума! Того самого, низшего, логического разума. И предназначены они, в основном, для восприятия таким же несовершенным разумом. Какая, в таком случае, от этого польза?
Верно, все верно. К тому же, наверняка что-то неизбежно оказывается противоречивым. Но ... это с одной стороны. Есть еще и другая. Что касается пользы, то философы Древней Индии говорили, что занозившую щепку вынимают другой щепкой, а затем обе выбрасывают.
Виктор Олсуфьев