Возвращаясь к вира-ваджра-дхарме, вопросам нравственности и освобождения...
Намедни один из моих читателей (принадлежность здесь очень условна) долго толковал мне, что никак не может представить себе, как это - буддист на войне или ещё что в этом духе. Дескать, должны быть универсальные законы морали и нравственности и прочее. Я пытался обратить внимание человека на его собственный ум, но тщетно. Почему я не отвечал, как ожидалось - дескать, буддист не должен воевать, убивать и прочее? Потому что, несмотря на то, что универсальные нравственные законы есть, но вне своих носителей их нет))). Это двойственные отношения. Либо ты практикуешь слияние и тогда ты сам закон, его исполнение и всё остальное, и всякие попытки оспорить это просто делаются из сферы двойственных отношений и не имеют смысла. Обычно такими попытками руководят чувство страха и надежда иметь гарантированное стабильное существование с определённым уровнем благ. Попросту это жажда психологического комфорта чаще всего заставляет людей говорить о необходимости нравственных законов и их исполнения! Но привязанность к комфорту внешней и внутренней жизни никогда не станет правильной мотивацией для продолжения жизни вообще и процесса освобождения существ, в частности!
Я заметил этому читателю об истине махаяны - что важнее всего мотивация действий, но услышан не был. В этом смысле у меня вообще есть просьба - трудитесь читать, самостоятельно изучать, говорить об изученном и обдуманном, а то часто сталкиваешься с чем-то совершенно рыхлым и эгоистически настроенном на то, что его "просветят". Я очень жесток к таким людям, предупреждаю заранее, чтоб без обид.
История полна таких примеров ценностных спекуляций, когда ради комфорта одних и управляемости других насаждается "всеобщая нравственность". Я не буду касаться момента тоталитарности в этом. Но нужно всегда помнить главное - что сама по себе практика добродетели на уровне тела, речи и ума не ведёт к освобождению, раз уж мы говорим о буддистах. А для христиан напоминаю слова св. Серафима Саровского своему ученику-мирянину Мотовилову о том, что все, кто талдычат "просто живи добродетельно, и всё", на самом деле не знают истинной цели христианской жизни, а она - в снискании благодати свыше.
И хотя Лев Толстой и говорил, что человек - алмаз, через который проходит свет, так что его дело не светить, а очищать себя, замечу для буддистов и не только - проблема несвободы тела, речи и ума человека не в негативной или положительной карме, а в привязанности к ней. Если это решено, то вы всегда будете понимать, что истинный смысл термина "сострадание", каруна - это действие, слова "карма" и "каруна" однокоренные! Их смысловой корень - "действие" (кр - санскр.). И буддист махаяны преследует целью не комфорт существ, а их освобождение - такова мотивация действия в отсутствии привязанности к его плодам. Этому, кстати, посвящена вся Ваджрачххедика-праджняпарамита-сутра.
Однажды один Учитель дал мне наставление по махамудре: "Следуй первой возникающей мысли, и, если карма у тебя хорошая, все будет нормально". Тогда мне даже в голову не пришло спросить, что же будет, если карма не очень хороша:))). Наставление, данное тебе лично, это руководство к действию, а не информация к размышлению, иначе зачем ты считаешь его Учителем? Ошо Раджниш называл это сдачей, когда человек однажды без раздумий сдается, и обрушиваются многие и многие табу и стереотипы, иногда даже серьезно удается потеснить инстинкт самосохранения (во всяком случае после этого ты будешь осознавать действие их в тебе и иметь выбор, следовать или нет).
Но для этого нужно иметь в себе нечто (привет, шентонг!), чему уже мало места из-за пластов стереотипов и инстинктов и что требует больше пространства и освобождения его. Свято место...
"Правдивость - это раджас, энергия, необходимая сила для реализации человеком самого себя. В древности, когда еще не существовало строгих правил морали, от брахмана требовалось лишь одно - правдивость. Ведь тому, кто никогда не обманывает, поневоле приходится стать либо образцом добродетели, либо предельно смелым, сильным и уверенным в своей правоте человеком. Задумайтесь, многие ли из нас сегодня способны на такую доблесть - никогда не лгать? В понимании древних людей Хор, герой или ведический "вира", который имел мужество поставить себя вне морали, должен обладать смелостью и для того, чтобы правдиво сознаться во всем, что совершил. Иначе он фактически не был самим собой, действовал неосознанно. Иначе его страх перед наказанием, осуждением, его привязанность к выгоде или материальным благам исказит все духовные устремления".