Культурфилософам и культуртеоретикам

Apr 19, 2012 17:47

Оригинал взят у baluta_vadim в Культурфилософам и культуртеоретикам


Григорьева Е.

Эмблема.

Очерки по теории и прагматике

регулярных механизмов культуры


Книга Елены Григорьевой посвящена одному из базовых механизмов, образующих и сохраняющих смысл в культуре. Это устройство автор предпочитает называть эмблемой, поскольку именно историческая эмблема - рисунок с подписью - наиболее наглядно демонстрирует основной структурный принцип его работы. Эмблема рассматривается и как конкретный феномен, и как семиотическая закономерность, выражающая себя в графической форме. Это стратегия образования и упорядочивания значения, которая помогает пониманию конструктивных и прагматических закономерностей визуальных текстов всех видов как в «большом» искусстве, так и в рекламе или пропагандистском плакате.
Содержание книги:
Введение
ГЛАВА 1. ЭМБЛЕМА В ИЛЛЮСТРАЦИЯХ ТЕКСТОВ ДЕРЖАВИНА
1.1. Задачи иллюстрации державинских текстов
1.2. Непереводимость вербального и изобразительного текстов
1.3. Распределение функций между рисунком и текстом
1.4. Новаторство Державина и традиция эмблематики
1.5. Строение эмблемы
ГЛАВА 2. О МНЕМОНИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ ЭМБЛЕМЫ
2.1. Эмблема и иероглиф
2.2. Эмблема и символ
2.3. Мнемонические характеристики эмблемы
2.4. Социальные аспекты функционирования эмблемы
2.5. Семиотическое расширение понятия эмблемы
2.6. Роль эмблемы в культурном осмыслении проблемы смерти
2.7. Эмблема и кладбище как инструменты мнемотехники
2.8. Мотивация смысла в эмблеме
2.9. Обучающая функция эмблемы
2.10. Мифологемы русской идеологии и эмблема
2.11. Актуальность эмблематической проблематики для современного культурного сознания
ГЛАВА 3. ЭМБЛЕМА И ПИРАМИДА: БИНАРНАЯ И ИЕРАРХИЧЕСКАЯ МОДЕЛИ
3.1. Перевод и редукция в моделях пирамиды и эмблемы
3.2. Пирамида как коммуникативно-гносеологическая модель
3.3. Государь и государство как пирамида
3.4. Государь как эмблема и бюрократическая иерархия
3.5. Функции бюрократической иерархии
3.6. Конфликт моделей организации общества
3.7. Репрезентация двух моделей дискурсивной практикой
3.8. Памятник как эмблема
3.9. К типологии эмблематического образа правителя
ГЛАВА 4. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ КОМПОНЕНТАМИ ЭМБЛЕМЫ
4.1. Постановка проблемы репрезентации пространства- времени
4.2. Графические варианты репрезентации времени
4.3. Опространствленное время
4.4. Модель песочных часов
4.5. Измельчение пространства и речепорождение
4.6. Крест как алгоритм измельчения
4.7. Крест как инструмент аксиологизации пространства
4.8. Крест и пирамида - идеология графических форм
4.9. Композиция креста и отступления от канона
4.10. Крест и циферблат
4.11. Почему 10:10?
ГЛАВА 5. ПРОБЛЕМА ГРАНИЦЫ КАК МЕХАНИЗМА ПЕРЕВОДА
5.1. Граница как рама, основные функции
5.2. Ментальная и материальная граница между «искусством» и «реальностью»
5.3. Подвижность границы в культуре
5.4. «Естественные» и «искусственные» границы
5.5. Сексуализация и десексуализация как механизм верифиакции
5.6. Особенности границы в музыке и архитектуре
5.7. Границы восприятия и память
Заключение
Литература



Кирьянов Д.

Томистская философия XX века


Монография посвящена рассмотрению основных течений в рамках томистской философской мысли XX века, анализу онтологических и гносеологических концепций современного томизма в контексте диалога с посткартезианской философской мыслью и современным научным знанием. Книга представляет интерес для научных работников, преподавателей вузов, студентов и широкого круга читателей, интересующихся проблематикой религиозно-философской мысли.



Тань Аошуан

Китайская картина мира.

Язык, культура, ментальность


Монография посвящена китайской модели мира - пространства, времени, семантике размера, значимости чисел в концептуализации мира китайцами. Здесь также рассматриваются этические идеалы конфуцианцев, связанные с ментальностью Срединного пути. Делается попытка определения локализации чувств в наивной картине мира китайцев, вскрывается смешение у них интеллектуального и эмоционального. В конце первой части при помощи аппарата лингвистики текста выявляется феномен раздвоения и растроения личности в современной художественной литературе благодаря нестандартному использованию местоимений. Вторая часть монографии посвящена культурным категориям: концепту любви, отношениям между человеком и природой, понятиям, аналогичным нашему понятию "душа", коннотациям эстетического понятия mei, категории тоски в классической китайской поэзии. Автор исходит из концепции внутренней формы языка Гумбольдта, анализ частично основывается на построении семантико-ассоциативных полей исследуемых ключевых слов.



Столепестковый лотос:

Антология древнеиндийской литературы


Книга является вторым выпуском серии «Классическая литература Востока».
Составитель, проф. И.Д.Серебряков, включил в нее лучшие образцы санскритской поэзии, поэзии эпохи Сангама, блистательные переводы произведений Калидасы. Сомадева, Харибхадра, Дандин, Бхаса, Вишакхадатта, Шудрака, Каутилья - вот неполный перечень авторов, фрагменты прозаических, драматургических и научных произведений которых опубликованы в настоящем издании.

книга, культура, семиотика

Previous post Next post
Up