Это интересное замечание одного моего доброго знакомого:
"Говоря о том, что гневные божества шитро есть по существу принцип движения в сознании, ННР прямо указывает нам на непосредственное присутствие энергии дхарматы в нашем обыденном состоянии. Одновременно из этого, на мой взгляд, вытекает иное объяснение "гневной формы" этих божеств: посмотрите, как вы реагируете на движение, на изменение обстоятельств. В целом они человеческому сознанию не приятны. Мы боимся даже положительных, как нам кажется, перемен, т.к. любые перемены делаю ситуацию неподконтрольной, выводя на первый план неизвестное. Этот страх изменений, который сидит в каждом из нас и есть источник того, что мы боимся движения, хоть и стремимся к нему. По этой причине принцип движения представлен формами гневной мандалы, а вовсе не потому, что надо кого-то пугать, как это объясняется, основываясь на рудиментах сутрического видения".