Оригинал взят у
avdeev_roman в
Законность и демократия привели к власти Гитлера? 30 января 1933 года в демократической стране главой правительства наконец-то стал лидер партии, получившей еще на летних выборах в парламент наибольшее количество голосов. Выборы были честными. Все было законно. Многие ликовали. Звали этого политика Адольф Гитлер.
![](http://pics.livejournal.com/avdeev_roman/pic/0008ch64/s640x480)
Он никогда не «захватывал» власть. От такого сценария Гитлер отказался еще в 1924 году, сидя в тюрьме после неудавшегося путча. Понял, что Германия - не Россия, не Италия. Ореол законности и порядка для немца священен. И Гитлер начинает трудный конституционный путь к власти через выборы в рейхстаг.
Во второй половине 20-х НСДАП из-за этого едва не развалится. В начале ее истории всех заводили драки в пивных, марши штурмовиков, бравые парни в коричневых рубашках, фюрер ходил с плеткой в руках и в кожаных шортах, а теперь - манифесты, документы, агитация… Скучно. В 1928 году партия получает на выборах в рейхстаг жалкие 2,6%. Но Гитлеру помог случай - мировой экономический кризис 1929-33 гг. Сразу стало так плохо, немцы так затосковали по едва обретенным стабильности и порядку, что стали озираться вокруг в поисках сильного лидера. Легального, конечно.
Гитлер все знал - почему плохо, кто виноват и что делать. И ничего не скрывал. Простые понятные слова: национальное предательство, мировой еврейский заговор, только НСДАП спасет Германию. Ты - лучший уже потому, что немец. Результат: выборы 1930 года - 18,3%, лето 1932-го - 37,2%, больше всех!
Его уже тогда звали в правительство, но простым министром. Отказался. А Германия, на которую нежеланная демократия свалилась после проигранной первой мировой войны, совсем растерялась: коалиции испробованы, политики бессильны, только коммунисты и нацисты наперебой рвутся к власти.
К чему зовет лидер коммунистов Тельман, понятно. Гитлер - за «национальную революцию» порядка и стабильности, «народную общность», против хаоса, за твердую власть в рамках закона. Почему не попробовать?
30 января многим кажется, что ничего особенного не произошло. Ведь, кроме канцлера, в правительстве всего два нациста. Как же демократия может подарить ему диктаторскую власть? Очень просто - принятием закона о чрезвычайных полномочиях.
В ночь на 28 февраля горит здание рейхстага. Кто поджег? Неважно, важно, что вовремя. Дайте фюреру наконец навести порядок! И новый рейхстаг, где нацисты так и не получили заветные две трети голосов, тем не менее принимает этот закон. Вот и все. Вернее, все только начинается.
Гитлер не свалился на голову, этого хотели. Внутри республики легально создается тоталитарная власть. Но народ в восторге - вот это парень! Забудем о разногласиях, мы все - немцы. Однако эйфория будет недолгой. Пройдет всего 12 лет и Германия перестанет существовать. Фюрер тоже. Немцы останутся живы, но не все.
К чему я веду? К тому, что законность и демократия сами по себе никогда не были панацеей. Стабильность и порядок тоже. Революция - тем более. Что хотят те, кто зовет за собой, что реально они в состоянии сделать - вот в чем вопрос.
И в том, что можем мы.