Грахаматрика Курукулле, буддийское божество,
чья практика связана с подавлением влияния духов планет.
Значение слова «граха»: тот, кто схватывает или удерживает. Этот термин в Аюрведе определяет сущность, способную брать под контроль органы чувств и органы действия контролируемого. В Джьотише это слово обозначает планету. Причем следует помнить, что в ведической астрологии их насчитывается девять: пять планет - Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, два светила - Солнце и Луна и две теневые планеты (чхая-грахи) - Раху и Кету.
В астрологической литературе объясняется, что планеты получили такое название, потому что они «схватывают и контролируют» людей. Брихатпарашара-шастра определяет: «Те, кто схватывает (граханти), постоянно движутся по небосводу и называются планетами (грахами)». Жертвами грах могут быть не только люди, но и другие планеты. Например, во время затмений теневые планеты Раху и Кету способны «схватывать» Солнце и Луну. В данном случае светила являются одержимыми, а теневые планеты - одержателями.
Существует еще два слова, обладающих семантическими атрибутами одержания: виграха (одухотворенное (населенное) изображение/статуя) и ануграха (благословение).
Виграха в данном случае имеет близкое смысловое значение со словом прана-пратиштха, которая определяет наделение энергией/силой дэваты изображений этого дэваты, камней (тхакур) или деревьев. Аватар, например Кришна, является виграхой Вишну, что тоже добавляет своеобразную смысловую нагрузку этому термину.
Ануграха (буквально: одолжение, доброта, помощь) становится синонимом слова крипа (благословение). Эти значения также полезно знать, когда сталкиваешься с утверждениями, что посрeдством определенных ритуалов, подношений, аскезы и мантр можно контролировать влияние планет и даже получать их «благословение» в виде различных благ. Простые методы получения благословения грах хорошо описаны в книге Роберта Свободы "Величие Сатурна". Таково определение термина «граха», который несет гораздо большую смысловую нагрузку, чем простой перевод посредством слова «планета». Механизм одержания мы рассмотрим ниже, после того как ознакомимся с другими доктринами, которые помогут нам получить определенные знания для уяснения этих идей.
...Дополнительную информацию об энергиях остальных планет в теле человека можно найти в работах Дэвида Фроули. Он, в свою очередь, во многом опирается на 14-томное собрание сочинений Ганапати Муни, реализованного тантрика, ученика Рамана Махарши.
...Дэвид Фроули в своих книгах проводит очень интересную аналогию. Планеты - это передатчики энергий того участка зодиака, где они располагаются. Фактически они являются проводниками определенного спектра энергий, исходящих из галактического центра. Если Солнце рассматривается как высший духовный центр Солнечной системы, то галактический центр можно рассматривать как духовную сущность Галактики. Силы грах и знаков зодиака связаны с каналами, чакрами, энергиями и бинду тонкого тела человека. Грахи меняют ток энергий и бинду по каналам тонкого тела, фактически создают энергетическую ситуацию для пробуждения кармических отпечатков соответствующего качества, что толкает человека на совершение определенных поступков.
Суммарный объем кармических отпечатков данного качества может определять степень «неотвратимости» того или иного выбора или действия. Если объем кармических отпечатков достиг «критической массы», то малейшее энергетическое вмешательство со стороны грах может спровоцировать человека на действия, которые покажутся посторонним неожиданными, абсурдными, иррациональными. Например, человек обрывает все связи, иммигрирует в другую страну, чтобы через короткое время быть сбитым грузовиком. Абсурдность? Совпадение? Люди иногда говорят, что сами не понимают, что их побудило делать абсурдные шаги навстречу кармическим плодам своих действий. Это и есть «схватывание» или «одержание» планетными силами. Но йогины и тантрики говорят, что возможно трансмутировать энергии планет и, в конечном счете, достичь трансценденции всяческих планетарных влияний. Это - путь инволюции к своей «истинной природе ума», процесс сворачивания манифестированных энергий обратно, к источнику, к тому, что за пределами описаний и определений, - махашунье («Великой пустоте»).
Материал взят из статьи "Зодиак и планеты: механизмы влияния на человека. Обзор доктрин Индии", автор: йоги Сураджнатх
Хочется добавить к картине планетарных одержателей список и признаки влияния одержателей "местного" характера, принадлежащих к различным классам существ. Список взят из медицинской тантры "Чжуд-ши":
Признаки порабощения человека демоном: при "внедрении" в тело, речь и ум жунгпо (бхута, призраки-элементали - прим. Нандзед Дордже), ми-ма-йин и др. демонов внезапно поведение человека изменяется - изменяются облик, характер, манера двигаться, сидеть, говорить и т. п.
Общие признаки: по сравнению с тем, что было ранее, у человека усиливается набожность, расширяется диапазон ментального восприятия и т. п., изменяются действия тела, речи и ума, что отражается на поведении, постоянная депрессия, больной испытывает гнев по отношению к другим людям, возникает смятение ума и т. п.
Признаки распознавания болезней, вызванных частными разновидностями этих демонов:
Одержимый демоном лха (дэва) разговаривает так, будто объясняет, куда ехать, на перекрестке в людном месте и т. п., речь его благозвучна, страдает бессонницей, обладает приятным на вид и чистым лицом, очень любит украшения.
Одержимый демоном лха-маин (асур - санскр. - прим. Нандзед Дордже) испытывает пристрастие к мясу и вину, смотрит искоса, очень злой и гордый, часто хвастается.
Одержимый демоном гандхарва ведет себя кокетливо, носит надушенные одежды, получает удовольствие от забав, от общения с привлекательными [на вид людьми] и т. п., любит красные [по цвету] украшения.
Одержимый демоном нага имеет здоровый румянец, глаза у него красные и выпученные, испытывает пристрастие к белому и красному [цветам], облизывается языком, спит лицом вниз.
Одержимый демоном якша любит [получать] подарки - [разные] предметы и т. п., разговаривает конфиденциально - шепотом, ненавидит врачей и брахманов, [из еды] отдает предпочтение рыбе и мясу.
Одержимый демоном цхангс-па издает восклицание "гйе", читает нараспев шастры, [в споре бьет себя кулаком в грудь и поносит других, [то] испытывает страх, [то вдруг начинает] хохотать.
Одержимый демоном срин-по (зловредные духи предков - прим. Нандзед Дордже) [отличается большой физической] силой, ведет грубые речи, любит [все] красное.
Одержимый демоном ша-за [отличается] робостью, тихим голосом, временами падает в обмороки, беспричинно плачет, скребет землю и бессвязно разговаривает.
Одержимый демоном йи-даг поведением [и обликом напоминает] прету [- у него] худое тело, тонкие конечности, [как только увидит, сразу же] устремляется к пище и питью, при появлении [поблизости] любого человека дрожит и испытывает страх, [как все люди, есть] пищу не желает.
У одержимого демоном друл-бум лицо угрюмое, движения замедленные, отекают яички.
Одержимый демоном жад-тем [постоянно в руках] держит деревянную [палку] и т. п., бегает голым, [предпочитает] находиться в пустынных местах.
Одержимый йен-жед [постоянно] испытывает жажду, [всего] боится, не может есть, [если за столом кто-нибудь] разговаривает.
Одержимый ро-лангс (дух, вселяющийся в тела покойников) говорит [только] правду, много спит, любит украшения, дрожит.
О демонах цхун-лха: некоторые преты, принимая облик умерших предков, селятся на кладбищах; [поскольку такие демоны] имеют особенности [поведения и] наружность этих предков, [им легче] "опускаться" [в сознание] родственников, [навещающих могилы предков - именно] поэтому [таких демонов и] называют цхун-лха или шинг-дог; одержимый [демоном цхун-лха испытывает] сухость во рту, часто моргает, одевает одежду с левого бока, любит мясо и патоку.
Как правило, помочь одержимому избавиться от такого "наездника" можно только со стороны - путём влияния со стороны воли чистого сильного человека, обладающего ведением.