Немногие люди, похоже, знают, как трудно быть учеником Ваджраяны, но почти никто не знает, что стать мастером Ваджраяны гораздо труднее. Я думаю, что широко распространенное печальное незнание этих последствий приводит к тому, что сегодня многие люди стараются получить работу в качестве гуру, даже нерелигиозных секуляристов. Но, учитывая эту возможность, эти так называемые гуру подвергаются действию яда злоупотреблений точно так же, как обычные люди. Если бы люди знали, насколько опасна работа гуру, я сомневаюсь, что кто-то бы захотел этого.
Сам престиж гуру и все привилегии, которыми он или она, кажется, наслаждается, показывают, насколько велики возможности гуру обманывать и быть обманутыми по сравнению с возможностями ученика. Как сказал Патрул Ринпоче в «Словах моего драгоценного учителя», когда ученик предлагает одну копейку или делает какие-то усилия, пусть и маленькие, чтобы проявить уважение к учителю - стоять, когда учитель входит в комнату или кланяться учителю, или позволить учителю идти первым - то будут и последствия; однако, если так называемый мастер Ваджраяны не просветлен, он или она не накопят кармических долгов больше, чем создали эти предложения.
Конечно, в идеале мастер Ваджраяны должен быть просветленным существом. Но реальность такова, что многие мастера Ваджраяны могут не быть такими, но по причинам, которые не имеют ничего общего с личной выгодой, славой и властью, они берут на себя эту роль. Некоторые делают это по необходимости. Или, когда необходимо поддержать учения или линия подвержена риску быть прерванной, они принимают роль мастера Ваджраяны из любви к самим учениям. В принципе, если они оказываются в положении отсутствия выбора, кроме как передать эти драгоценные учения, то очень неохотно они становятся мастерами Ваджраяны.
Таким образом, непросветленный мастер должен быть не подвержен иллюзиям. Он должен знать, что он не просветлен, и он никогда не должен обманывать себя, утверждая, что такое он есть. Однако, как его ученик вы должны увидеть своего мастера Ваджраяны как просветленное существо. Это выбор, который вы должны сделать. Но разве это не противоречит Будде, когда он сказал: «Вы - ваш собственный мастер. Никто больше не твой мастер »? Нет, это не так, потому что вы - это тот, кто делает этот выбор.
Мастер Ваджраяны определенно не является махасиддхой, если он страдает от скандала, боясь быть публично опозоренным и запуган тем, что может быть брошен в тюрьму. Он также не махасиддха, если он боится потерять учеников. Настоящий махасиддха, такой как Марпа или Тилопа, ни за что не боялся бы этого и не подумал бы, что его бросят в тюрьму. И махасиддха, несомненно, никогда не чувствует необходимости извиняться за любые его действия, потому что все, что он делает, делается из сострадания.
С другой стороны, если ваш мастер Ваджраяны не является махасиддхой и не только избивает своих учеников, но и случайных людей на улице, предпочитает дерьмо вкусной еде, разрывает банкноты в 100 долларов, носит чемодан, полный футбольных мячей или песка, реагирует на сексуальных мужчину или женщину, говорит тарабарщину и не направляет вас на путь, который имеет воззрение, медитацию и действие, или основу, путь и плод, тогда он просто безумен и его место в сумасшедшем доме.
Но что если мастер Ваджраяны не является ни махасиддхой и ни сумасшедшим, что он должен делать? Он должен вести себя «прилично».
Является ли он просветленным или нет, мастер Ваджраяны изучил много ценных, глубоких учений и методов. Теперь, когда он учитель, он может поделиться тем, чему научился, с искренними и преданными учениками. Он знает, что, используя эти учения и методы, которые его учителя использовали для его обучения, есть все возможности, чтобы его ученики достигли просветления до него. Поэтому у него есть очень веская причина быть порядочным и не использовать тех, кто отдал ему все. Независимо от того, что его ученики пожертвовали и предложили - время, деньги, уважение - он должен использовать это, чтобы помочь им. Если он зажигает одну свечу и ставит ее перед статуей Будды с подлинными устремлениями к просветлению своих учеников, это произойдет.
Порядочность также означает, что мастер Ваджраяны должен знать пределы своих учеников - что они могут и что не могут принять. Для этого он просто должен использовать свой здравый смысл и спрашивать себя, каковы его собственные пределы. Что, например, он бы не сделал, даже если бы его собственный мастер Ваджраяны сказал ему сделать это?
Всегда подчиняться приказам гуру сложно. К счастью, ни один из моих мастеров Ваджраяны никогда не говорил мне делать что-либо, что я бы счел невозможным, - я вполне уверен, что они знали, что мне не хватает способности делать абсолютно все, что они просили у меня.
По крайней мере, непросветленный мастер Ваджраяны всегда должен учитывать последствия своих действий. В частности, он должен спросить себя, могут ли его действия отвратить людей от Буддхадхармы вообще и Ваджраяны, в частности. И неопытный, но порядочный мастер Ваджраяны должен всегда напоминать себе различие между бесстрашием «сумасшедшей мудрости» и глупостью идеи «Меня никогда не поймают!»
Донгсар Кхьенце Ринпоче