Гелугпинские теоретики и практики освобождения (как выясняется, далеко не все теоретики так уж близки к интенсивной практике) всё время указывают - страдание перемены есть более тонкая и не так уж очевидная форма страдания в мирах страсти. И предлагают в качестве средства опознания верное аналитическое мышление. Дескать, правильно размышляя о природе удовольствия на фоне уже достигнутого понимания переменчивости мира, мы поймём, что удовольствие на самом деле - тоже вид страдания.
Однако, истинное преодоление пристрастия к удовольствиям не лежит в сфере интеллекта.
Умственные спекуляции не освобождают нас от страсти. Страсть всегда связана с проявлением энергии человека, а энергия интеллекту не подчиняется. Освобождение достигается достижением управляемости потока сознания - путём тренировки в однонаправленном созерцании и глубинном постижении природы ума. Либо путём прямой работы с энергией посредством методов тантры. Но и в этом случае нужно будет добиться управляемости потока сознания, однако это происходит здесь более радикально - и по срокам, и по характеру методов.
Казалось бы, в чем проблема-то? Живи, практикуй. Но в гелуг, отдавая предпочтение поступенчатой тренировке ума, зачастую не учитывают личной ситуации того или иного человека. В итоге, часто люди, многие годы заняты поверхностным рыхлением ума посредством лоджонгов и бессильными уговорами самих себя в экстремальных ситуациях - когда возможно постижение природы ума, они принимаются привычно долбить по поверхности крепко кристаллизованного ложного "я" тезисами о любви к ближнему, теряя, тем самым, возможности продвижения. Одновременно, замечено по ситуации в России, они довольно агрессивно воспринимают практику, основанную на иных, более резких подходах к самопознанию. Причем, агрессия эта почти открытая. Это особенно заметно на территориях традиционного распространения взглядов гелугпа - там эти люди как бы чувствуют свою власть - в тени общего авторитета школы - власть определять, что верно, а что нет. Это очень напоминает уверенность христиан Европы в своей "единственно верной" вере или всегдашнюю ситуацию в православии, где догма непогрешима. Что касается буддизма, то не зря Далай-лама 14-й в качестве основной проблемы среди буддистов называл именно сектантство.
Однако, стоит помнить, что борцами за свободу путей (рим-мед) среди Далай-лам были лишь Великий Пятый, потом Шестой, 13-й и нынешний, 14-й Далай-ламы. А в России весьма хорошо прижились начатки тибетского сектантства и фундаментализма - причём, не потому что в нашей стране находятся традиционно гелугпинские территории распространения Дхармы. Непримиримость проявляется серьёзным образом среди малодбуддистов-европейского склада, чьи прадеды наверняка считали единственно верным - православие. Непримиримость не является качеством веры. Это, скорее, генетическое...
Разумеется, явление это узкое - относительно всех проблем России, но красноречивое - для тех, кто лично сталкивался с агрессивными радетелями "Ламрима" Цонкапы. Собственно, воинственный догматизм - это тоже следствие непонимания требований реальности, а значит - и страдания перемены.