О чистом воззрении и практике

Apr 25, 2024 20:33



Древние не зря полагали ум как экран, на котором движутся тени явлений, освещённых Истиной. Наблюдая, как современные молодые буддисты частенько спорят, ломая копья вокруг только лишь теней явлений, становится неловко. Сами споры о том, что и как было в древности, кто был тогда прав или виноват, есть лишь отражение точек зрения их преподавателей, воспринявших это, в свою очередь, от своих учителей. И невольно думаешь - не лучше ли стремиться сразу к несомненному опыту света, к источнику, о котором тени явлений никогда не скажут ни хорошо, ни плохо? А если уж вы не можете в силу своего бессилия стремиться сразу к источнику, тогда не нужно говорить, что невозможность эта - правило для всех, а не только лишь ваши личные бедственные обстоятельства.

Если мир вне нас и мир внутри нас один и тот же мир, то мы попросту неадекватны, пытаясь вести себя так, как будто мы отдельный мир. Мы не умеем быть с миром в единстве и на этом прискорбном факте пытаемся устроить цивилизацию и культуру)).

За это время, пока мы существуем (те люди, которых мы знаем, как себя:)), мы навоображали о мире вокруг нас довольно много ерунды. И вот, теперь, когда мы практикуем стадию зарождения в тантре, мы перевоображаем этот мир теней явлений, "воображаем правильно", действенно формируя чистое видение. Мы ведь работаем с сансарой, с тем, что воображено. И работаем соответственными средствами - воображением. Поэтому стадию кьерим называют воображаемой, а вовсе не потому, что это нечто "невсамделишное". Это будет ошибкой воззрения.

Дзогрим уже никто не называет воображаемым. Потому что там мы не занимаемся разгребанием завалов, созданных нашим воображением в отношении к миру. В дзогриме мы заняты уже другим.

"Практики и постижения, составляющие последнюю часть стадии зарождения, весьма схожи с начальными практиками стадии завершения. Но, если в стадии зарождения вся практика выполняется от начала до конца, то в стадии завершения каждая часть практики выполняется индивидуально. Другими словами, мы переходим к следующей только тогда, когда в текущей практике было достигнута соответствующая реализация. Так делается, потому что практики более не являются просто воображением, здесь они реальны. Мы действительно возникаем в теле и уме, который мы ранее только воображали. Каждая практика строится на предыдущей, поэтому без обретения опыта в текущей практике нет смысла переходить к следующей". Геше Таши Церинг - Тантра - Глава 7, Часть 1

Я вижу некую очень серьёзную слабость в такого рода наставлениях. Грубое противопоставление воображаемого и реального противоречит даже самому воззрению тантры, не говоря уже о том, что просто отсекает человека от правильного понимания того, что такое воображение и что такое реальное. А ведь для жизни и практики тантры нужно очень хорошо понимать, что воображение - это сложный силовой аппарат, а не какая-то фальшивая деятельность. Во-первых, воображение - это часть реальности, а во-вторых, это не обязательно симулятивная деятельность, что зависит от того, кто и как использует воображение.

Именно отсутствие ясного понимания этих вопросов при склонности слепо доверять таким наставлениям, приводит часто к смешному и печальному. Когда люди думают, что стадия зарождения - это просто репетиция, это "только в нашем уме и никаких духов нет", не подозревая, что нет вообще ничего "только в уме", что ум не отделён от мира и всё всерьёз. А потом люди в разных обстоятельствах практики сталкиваются с реальными вызовами со стороны видимого и невидимого мира, и у них наступает когнитивный диссонанс. Который потом частенько приводит к разочарованию в практике тантры вообще. Более того, эти люди начинают с профетическим пылом нести urbi et orbi свой опыт ошибок, осмысленный ими как истинный. А ведь корень зла был в грубых наставлениях, которые лишь усилили заблуждение человека.

Я уже не говорю о настоящих практиках, которым повезло больше и они доходят до видения опыта, но коренная грубость, воспринятая некогда в наставлениях, становится препятствием. Ведь даже просто недостаток в конкретных наставлениях насчёт видения опыта может помешать в понимании своего состояния, как это было в своё время с Вирупой, когда его учитель не успел полностью передать ему все наставления и умер. Что уж говорить о грубости в понимании воззрения об иллюзорной природе явлений.

На тханке: Махасиддха Наропа, человек эпохи действительных достижений)).
Previous post Next post
Up