Aug 05, 2023 19:12
Григорий Померанц: "Геббельс объяснял упорство русских их примитивностью: высокоразвитый организм признает поражение, получив удар в голову, а русские, как черви, их рубят на части, а они продолжают извиваться. Все лето 1941-го шло сопротивление, казавшееся абсолютно бессмысленным. Оно изматывало немцев, но, что еще важнее, именно оно дало легкий - почти чудесный - переход от отступательного духа к наступательному. ...Геббельсовское объяснение наивно. Это был просто выход за рамки рационализма. Рационализм вовсе не является высшим достижением культуры. Это было доказательством того, что в России возможно духовное происшествие, которое рационально не объяснишь. Поэтому я не теряю надежды, что какой-то толчок вызовет духовный поворот. Я не уверен, что доживу до этого события. Ручаться ни за что нельзя, это вопрос веры.
...Отношение русской литературы XIX в. к русской истории примерно такое же, как у Библии к истории евреев. История не очень хорошая, гораздо поучительнее история греков и римлян, англичан и французов. Но неудавшаяся цивилизация, неумение устроиться на земле дают иногда огромный духовный отклик...
...Многие горячие сторонники внешних перемен кончают тем, что эмигрируют. Это как бы реализация метафоры, обнаружение внешнего пласта бытия, в котором они жили. Гораздо глубже внутренняя свобода, которой они не обнаружили".
Некогда я писал, что тотальное стремление к внешней свободе - род гедонизма. Теперь я могу сказать, что это проявление асурического видения мира. Как и любая акцентуация на внешнем. Причём, с йогической точки зрения, ко внешнему здесь относится и то, что многим кажется сугубо внутренним - жизнь, витальность, интеллект, эго как система самоорганизации человека (и нации) для жизни среди себе подобных. Ассоциирование себя со всем этим, утверждение "я есть моя жизнь" это тоже проявка асурического. В конечном итоге, можно действительно ради выживания проявить титанические усилия, попирая всё на своём пути, но именно это отречение от ценностей в попрании их ради жизни лишает ценности эту жизнь. Это естественный, а потому неизбежный приговор всем, идущим путём внешнего.
Для проявления национального самосознания, для выявления национальной души совершенно не нужно сейчас устраивать борьбу за "достоинство России" в связи со всеми попытками унизить нас, "сдержать", лишить активности. Душа народа выше своих инструментов, и всегда нужно учиться различать эти вещи. И, уж тем более, не справедливость в европейских судах или победы в спорте идут в счёт. Идея нации - быть собой. Быть собой в максимально возможной на каждое время мере. Не надо стремиться "быть, как все". А именно это стоит за всеми глобальными гонками. И перенести самоощущение нации в область внешнего значит обмануть народ. И это само-обман. Другие страны и народы не главные в этом - это их право, хотеть "быть, как все". И даже идиотическое мессианство США, имеющее сугубо внешний, асурический характер контролирования всего вовне, - это тоже "быть, как все", только доведённое до абсурда. Самообман этих наций принесёт им и всему миру много бед. Но никто из нас не в состоянии воспитывать страны и народы)). Заставить их вести себя иначе - это не путь развития, увы. Пример иного рода действия есть - хотя бы Индия. Она стремится быть собой, что особенно характерно и понятно после токсичной колонизации со стороны англичан. Есть страна, которая не понята ьелыми людьми ни в малейшей степени, и она остаётся собой, и именно за счёт этого становится великой прямо сейчас. Внешне. Хотя истинное её величие - она остаётся собой при любых переменах. Это Китай.
"Душа человека или нации есть нечто более великое и более божественное; она выше своих орудий, и ее нельзя заключить в формулу физического, витального, ментального существования или формулу характера. Если ее таким образом ограничить - даже если фальшивое социальное устройство будет воплощено в бронированном социальном теле человеческого коллектива, этаком гигантском динозавре, - это может лишь подавить рост внутренней Реальности и привести к разложению или вымиранию, которые берут верх над всем, лишенным гибкости и умения приспосабливаться к среде". (Шри Ауробиндо Гхош)