«Я его не люблю. Честно, ну не люблю. Даже не знаю, как это возможно и можно ли об этом говорить. Его тоже зовут Андрей! Я понимаю, Женька его назвала, ну, в честь меня. Думал, смогу его полюбить…
Он из своей комнаты вообще не выходит. Уткнется в этот компьютер... Вялый, заторможенный, ничего не хочет, постоянно ноет. Ну не мужик! Не знаю, как мне с ним быть. Я постоянно чувствую себя виноватым, постоянно раздражаюсь на него. И Женька тоже. А на фоне Машеньки это вообще выглядит ужасно! Потому что получается, она - моя любимая дочь и «свет в окошке», а Андрей… Учится без удовольствия, в музыкальную школу надо тащить на аркане. Все время жалуется, что у него голова болит… В общем, не знаю, что делать!».
Это
Андрей рассказывает о своем пасынке - Женином сыне от первого брака. Почти то же самое мне говорила и Женя, приводившая сына ко мне на прием. Её тоже мучило чувство вины. Андрюшка - умный, ухоженный, развитый ребенок. Посещал кучу кружков и секций. Как все современные дети, обвешан гаджетами. Но, действительно, мальчик был соматически ослаблен, замкнут, зажат.
После приема Женя захотела обсудить со мной, как с супервизором, еще несколько вопросов по диагностическому материалу, связанному с исследованиями на работе. Ребенок попросился за компьютер и принялся что-то рисовать в графическом редакторе. Через какое-то время, когда мы с его мамой закончили, я увидела этот рисунок.
Мальчик нарисовал огромную ногу, а под ней - несколько муравьев. Казалось, еще секунда - и муравьи будут растоптаны. Пользуясь тем, что Женя на несколько минут вышла из кабинета, я спросила:
- Андрюш, а ты - нога или муравей?
- Муравей, - ответил ребенок.
Маленького Андрюшку везде и принимали, и не принимали одновременно. Из новой Жениной семьи он исключен не был, вовсе нет! Но выходные и праздники проводил со своим родным отцом, у дедушки с бабушкой. И потому все семейные поездки, все совместные воскресные обеды-ужины миновали ребенка. Более того, каникулы Андрюша тоже проводил у отца (тот не был женат, хотя и строил новые отношения). И потому, когда Женя с Андреем и Маше отдыхали, путешествовали на автомобиле (они часто ездили к маме Андрея, на Кубань), мальчика с ними не было. Он появлялся там лишь пару раз, максимум на день-два.
Спрашиваю Андрея:
- А как Вы собираетесь налаживать отношения с ребенком, который и с Вами… и не с Вами?
- Вот я тоже думаю, что мы что-то не так делаем. Мы Андрюшку во всем обвиняем. А надо бы по справедливости, по совести. Надо что-то менять! Как быть с тем, что я к нему отношусь не так, как хотелось бы? Женя, когда ругается со мной, все время попрекает тем, что я его не люблю. Я злюсь потому, что она права. И начинаю кричать в ответ: «Да ты только посмотри, как я к нему отношусь! Сколько всего я ему покупаю, загляни в его комнату! Ему же ни в чем нет отказа!».
- А Вы не думали, что просто откупаетесь от ребенка?
- Да, вы правы. Жена тоже так говорит. Вообще, ее слова - как нож в сердце.
- Андрей, начнем с того, что Вы не обязаны любить этого ребенка. На это у него есть свой отец. И вы не должны занимать его место. Кстати, как Андрюша Вас называет?
- Никак! Бурчит что-то под нос. Женя заставляет называть меня «папой», меня от этого передергивает. Он это чувствует и сжимается.
- У него есть папа! Вы должны договориться, чтобы он Вас как-то называл.
- А что если Андрей? Андрей большой?
- По-моему, нормально - Андрей большой и Андрей маленький. Только Вам нужно с ним об этом договориться. Послушайте, Вы не должны его любить, но его нужно принимать и уважать. Мальчик достоин уважения. Он все время в тени, вам не мешает, не доставляет никаких хлопот.
- Да, но ничего не хочет делать! Такой ленивый!
- Неужели?! Ребёнок из математической школы, с кучей кружков и секций, да еще и играющий на скрипке! То, что он не бегает и не скачет, как Маша, совсем не означает, что он ленив. Просто мальчик не уверен в Вас, в ваших реакциях на его активность. А вдруг Вы будете его осаживать? И потом, у него с Вами нет общей истории. Андрей, давайте я покажу Вам, что он нарисовал…
Рисунок мальчика Андрея потряс:
- Это нарисовал Андрюшка?! Он действительно себя так чувствует? Ужас, что нужно сделать с ребёнком, чтобы довести его до такого состояния?
Андрей ушел в молчании. Через какое-то время он сказал отцу Андрюши и его родителям, что нужно что-то делать с воскресными днями и каникулами. Предложил им, при желании, забирать ребенка на неделе, в те дни, когда уроков поменьше, либо по выходным - но не чаще пары раз в месяц. Объяснил, что мальчик должен проводить время и с маминой семьей, быть с ними вместе и на каникулах, а не ездить по летним и зимним лагерям или скучать с бабушкой на даче.
Однажды Андрей большой повёл Андрея маленького к себе на работу. У него своя аудиторская компания. И был удивлен, насколько быстро мальчик вник в профессиональные компьютерные программы, как легко с ними разобрался и сколько дельных вопросов задавал:
- Надо же, какой Андрюшка умный! И моим сотрудникам так понравился!
Постепенно между большим и маленьким Андреями начали устанавливаться доверительные отношения. Разобравшись со своими проблемами во время терапии, Андрей большой, наконец, воплотил в жизнь свою давнюю мечту: начал заниматься дайвингом и подводной видеосъемкой. Съездил на Красное море, и привез оттуда удивительной красоты материал.
Вместе с маленьким Андреем они смонтировали фильм. Мальчик помог подобрать музыку, сделал титры. Он попросил у отчима разрешение показать этот фильм в школе: сказал, что учительница во время классного часа предлагает им рассказывать интересные истории, иногда к ним приходят родители. Тогда Андрей большой предложил:
- Хочешь, я приду к вам и сам расскажу про свою поездку? Покажем фильм…
- Правда, ты придёшь?! У тебя будет время? А тебе будет удобно?
Позднее Андрей рассказал:
- Знаете, никто никогда не смотрел на меня с таким восхищением и гордостью! Я вспомнил себя. Мы с братом так же смотрели на нашего отца. Удивительно! Такой благодарный мальчишка! Он так волновался, встретил меня внизу, в холле, провел в класс. Так суетился, как будто не верил до конца, что я пришёл в школу ради него!
Как-то раз Андрей сказал мне, что иногда «Женьку клинит».
- А что Вы делаете в таких случаях?
- Беру детей в охапку и дергаем из дому! Чаще ее заносит перед родительскими собраниями и концертами в музыкальной школе. Я вот что решил сделать: перед очередным собранием Андрея, чтобы Женя туда не ходила, пришел к учительнице сам. С утра, свалился, как снег на голову! Сказал, что вечером мы не сможем быть, поэтому пришёл узнать, как дела у мальчика в школе.
Андрей со смехом рассказывал, как удивилась учительница, когда он зашёл к ней в кабинет. Поначалу так растерялась, что только повторяла: «да ничего, хороший мальчик, умненький…». Потом подзавелась, стала рассказывать, что тот все делает не так, не старается, ленится…
- Тут я понял, что Андрюшка про нее говорил. Она заводится! «Сначала нормальная, потом ка-а-ак заведется! Нужно уметь от неё вовремя убегать!». Я не успел, в другой раз буду поумнее. Сказал ей: если возникнут какие-то проблемы, свяжитесь со мной, лично. Номер телефона дал. Подыграл… ну типа, парню нужна мужская рука. Завелась в другую сторону, стала говорить, что хороший мальчик, неиспорченный, чистый, добрый. Простились друзьями.
На очередные майские праздники Андрей привез детей к своей маме. А сам с Женей поехал отдыхать. На обратном пути, когда забирал Машу с Андрюшей, был растроган тем, какие нежные отношения сложились у Андрея маленького с бабушкой. По дороге домой, в машине, маленький сказал большому:
- Бабушка рассказала мне о дедушке, показала нам с Машей его фотографии. Он воевал, был в Афганистане! Сколько он людей спас! Жаль, что мы его не увидели. Никак не могу решить, кем мне стать: военным врачом, как дедушка, или экономистом, как ты! Бабушка сказала, чтобы я не торопился, хирург и аудитор у нас уже есть, можно придумать что-то новенькое.