Вы любите смотреть сериалы? Я имею в виду, серьезные. А российские сериалы? Я не люблю. Я вижу в них несоответствие. Сюжетов, поведенческих линий, представленных типажей… Часто отсутствует синхронность между тем, что говорят герои вслух, и тем, что нам показывают их тела. Ещё мне не нравится плоскостное, можно сказать, «картонное» представление образов. Один из моих клиентов, режиссер по профессии, говорит:
- А что Вы хотите? С таким бюджетом и такими актёрами? С такими сроками? Не смешите меня, пожалуйста! Это же «фаст-фуд» на скорую руку с обязательной изжогой после!
Думаю, дело не в деньгах и даже не в профессионализме актёров, хотя и то, и другое очень существенно. Нигде в мире я не наблюдала такое пренебрежительное отношение к своей профессии, как у нас. Начиная от продавщицы и заканчивая руководителем крупного предприятия. Кажется, будто люди делают нам одолжение, выполняя свою работу. Это особенно заметно в публичной сфере. Обесценивание себя и своего дела…
Возможно, я ошибаюсь. Наверняка, да нет, точно, есть и хорошие сериалы. Но их очень мало. Просто мысли вслух. «Не верю!» от психолога.
Хочу рассказать о сериале «Небесный суд». Фильм Алёны Званцовой, для меня отягощенный вышеприведёнными раздумьями о сценарии, бюджете, отношении к профессии. Но интересна сама идея картины. Это интеллектуальное кино с вечными философскими вопросами о любви, совести, поступках, истине, справедливости, человеческих отношениях….
Действие фильма разворачивается по ту сторону реальности. Главные герои картины - адвокат и прокурор - в жизни друзья. Но независимо от этого факта, решают судьбу душ, выясняя после смерти людей, какая чаша весов тяжелее - с грехами или с добродетелями.
Тема любви в этом фильме. В небесной жизни ею распоряжается семейство Аморе (они же Амуры), нечто вроде итальянской мафии. В их руках «оружие любви», из которого они стреляют. Аморе балансируют на грани между добром и злом. То есть, любовь в фильме - такая субстанция, которую, по мнению авторов, нельзя отнести ни к Богу, ни к дьяволу. По словам Антонио Аморе, главы семейства, лишь один процент влюбленных испытывают друг к другу настоящее чувство. И только «двойной выстрел с двух рук» вызывает у людей обоюдную любовь. Одиночный выстрел приносит неразделенное чувство. Но искусством двойного выстрела владеют лишь двое из клана Аморе - вышеупомянутый глава семьи и один из его племянников. Все остальные Аморе так стрелять не способны.
Уверена, каждый влюбленный задается вопросом, жертвой какого выстрела стал: двойного или одиночного. Для нас, психологов, это очень важный момент. Потому что 90% наших клиентов, а то и больше - жертвы одиночного выстрела. Я это называю «любовь втроем».
Он, она и она. Реже: она, он и он. Познакомились, влюбились, поженились. «Двадцать лет он глаз с меня не сводил (цифры можно менять на «пять», «десять, «пятнадцать») и вдруг, резко - всё! Носил на руках - а теперь прячет мобильник под подушку и подолгу с кем-то разговаривает в ванной…». Она страдает из-за обиды, из-за его предательства. Другая «она» - из-за обманутых ожиданий. И ждет: год, два, иногда - бесконечно. Он чувствует себя виноватым по отношению и к той, и к другой, и все время задается вопросом: «Почему бы не жить втроем? Как было бы славно, если бы они обе уживались под одной крышей!».
Любовь втроем я часто сравниваю с танцем. Когда один из них - чаще одна - солирует. Партия любовницы в пике - беременность, угрозы, шантаж, демонстрация любви к другому. Его ответ: подарки, поездки вдвоём, обещания и «крайние сроки». Может клинить и жену - она берет детей за руки и смотрит на дверь. Его танец перед ней - стоя на коленях. Тоже обещания, дорогие поездки и презенты, прогулки и игры с детьми. Эти бесконечные танцы...
Одна из моих клиенток, профессиональная актриса, рассказала мне о хитрости, часто используемой на сцене во время особо драматичных моментов. Когда играют два человека, один ведет себя очень активно, а другой - пассивен. Фишка в том, что 80% внимания зала сосредоточено именно на пассивном актере! Кажется, это называется «горизонтальная активность». Как правило, мятущийся на сцене персонаж - «вертикально активен» и обладает малым количеством энергии. Люди не любят перемен, и потому фиксируют взгляд на чем-то постоянном.
Так и мужчина с двумя женщинами: он редко проявляет активность, предоставляя эту - нересурсную - часть деятельности своим дамам. Он - горизонтально активен, и, следовательно, ресурсен. И, чтобы он там ни говорил, ему нужна и постоянная жена, и зажигающая любовница. Вертикально активные любовницы временны и являются стабилизаторами брака. Парадоксально, но факт. То же самое касается алкогольной зависимости, болезней и других дисфункций.
Истории, которые я слышу на приеме - очень разные. Но тема одна: любовь втроем. Как правило, инициатором развода, в итоге, становится жена, которая сама обретает вертикальную активность, как только обнаруживает наличие любовницы. Но обычно жены любовниц предпочитают не замечать. В противном случае, в момент выяснения отношений мужья загоняют их в угол откровенным признанием и готовностью к разводу. Женщина, не приспособленная к самостоятельной жизни с массой каждодневных проблем и трудностей, вынуждена принимать новые условия брака - с наличием соперницы на стороне. Это ловушка, больно бьющая по самолюбию. Если хотите, порочный круг. И раз жена его не разрывает, такие отношение будут тянуться вечно…
А что случится, если обе женщины станут горизонтально активными, спросите вы? Такого практически не бывает! Мужчина, заточенный на любовь втроем, и обладающий властью принятия решения, просто идет на смену состава. Меняет или жену, или любовницу, или обеих.
Начинаю рассказывать вам истории из этой серии…