Любовь втроем: Вступление

Mar 10, 2015 21:55


Вы любите смотреть сериалы? Я имею в виду, серьезные. А российские сериалы? Я не люблю. Я вижу в них несоответствие. Сюжетов, поведенческих линий, представленных типажей… Часто отсутствует синхронность между тем, что говорят герои вслух, и тем, что нам показывают их тела. Ещё мне не нравится плоскостное, можно сказать, «картонное» представление образов. Один из моих клиентов, режиссер по профессии, говорит:
- А что Вы хотите? С таким бюджетом и такими актёрами? С такими сроками? Не смешите меня, пожалуйста! Это же «фаст-фуд» на скорую руку с обязательной изжогой после!

Думаю, дело не в деньгах и даже не в профессионализме актёров, хотя и то, и другое очень существенно. Нигде в мире я не наблюдала такое пренебрежительное отношение к своей профессии, как у нас. Начиная от продавщицы и заканчивая руководителем крупного предприятия. Кажется, будто люди делают нам одолжение, выполняя свою работу. Это особенно заметно в публичной сфере. Обесценивание себя и своего дела…

Возможно, я ошибаюсь. Наверняка, да нет, точно, есть и хорошие сериалы. Но их очень мало. Просто мысли вслух. «Не верю!» от психолога.

Хочу рассказать о сериале «Небесный суд». Фильм Алёны Званцовой, для меня отягощенный вышеприведёнными раздумьями о сценарии, бюджете, отношении к профессии. Но интересна сама идея картины. Это интеллектуальное кино с вечными философскими вопросами о любви, совести, поступках, истине, справедливости, человеческих отношениях….
Действие фильма разворачивается по ту сторону реальности. Главные герои картины - адвокат и прокурор - в жизни друзья. Но независимо от этого факта, решают судьбу душ, выясняя после смерти людей, какая чаша весов тяжелее - с грехами или с добродетелями.
Тема любви в этом фильме. В небесной жизни ею распоряжается семейство Аморе (они же Амуры), нечто вроде итальянской мафии. В их руках «оружие любви», из которого они стреляют. Аморе балансируют на грани между добром и злом. То есть, любовь в фильме - такая субстанция, которую, по мнению авторов, нельзя отнести ни к Богу, ни к дьяволу. По словам Антонио Аморе, главы семейства, лишь один процент влюбленных испытывают друг к другу настоящее чувство. И только «двойной выстрел с двух рук» вызывает у людей обоюдную любовь. Одиночный выстрел приносит неразделенное чувство. Но искусством двойного выстрела владеют лишь двое из клана Аморе - вышеупомянутый глава семьи и один из его племянников. Все остальные Аморе так стрелять не способны.

Уверена, каждый влюбленный задается вопросом, жертвой какого выстрела стал: двойного или одиночного. Для нас, психологов, это очень важный момент. Потому что 90% наших клиентов, а то и больше - жертвы одиночного выстрела. Я это называю «любовь втроем».

Он, она и она. Реже: она, он и он. Познакомились, влюбились, поженились. «Двадцать лет он глаз с меня не сводил (цифры можно менять на «пять», «десять, «пятнадцать») и вдруг, резко - всё! Носил на руках - а теперь прячет мобильник под подушку и подолгу с кем-то разговаривает в ванной…». Она страдает из-за обиды, из-за его предательства. Другая «она» - из-за обманутых ожиданий. И ждет: год, два, иногда - бесконечно. Он чувствует себя виноватым по отношению и к той, и к другой, и все время задается вопросом: «Почему бы не жить втроем? Как было бы славно, если бы они обе уживались под одной крышей!».

Любовь втроем я часто сравниваю с танцем. Когда один из них - чаще одна - солирует. Партия любовницы в пике - беременность, угрозы, шантаж, демонстрация любви к другому. Его ответ: подарки, поездки вдвоём, обещания и «крайние сроки». Может клинить и жену - она берет детей за руки и смотрит на дверь. Его танец перед ней - стоя на коленях. Тоже обещания, дорогие поездки и презенты, прогулки и игры с детьми. Эти бесконечные танцы...

Одна из моих клиенток, профессиональная актриса, рассказала мне о хитрости, часто используемой на сцене во время особо драматичных моментов. Когда играют два человека, один ведет себя очень активно, а другой - пассивен. Фишка в том, что 80% внимания зала сосредоточено именно на пассивном актере! Кажется, это называется «горизонтальная активность». Как правило, мятущийся на сцене персонаж - «вертикально активен» и обладает малым количеством энергии. Люди не любят перемен, и потому фиксируют взгляд на чем-то постоянном.

Так и мужчина с двумя женщинами: он редко проявляет активность, предоставляя эту - нересурсную - часть деятельности своим дамам. Он - горизонтально активен, и, следовательно, ресурсен. И, чтобы он там ни говорил, ему нужна и постоянная жена, и зажигающая любовница. Вертикально активные любовницы временны и являются стабилизаторами брака. Парадоксально, но факт. То же самое касается алкогольной зависимости, болезней и других дисфункций.

Истории, которые я слышу на приеме - очень разные. Но тема одна: любовь втроем. Как правило, инициатором развода, в итоге, становится жена, которая сама обретает вертикальную активность, как только обнаруживает наличие любовницы. Но обычно жены любовниц предпочитают не замечать. В противном случае, в момент выяснения отношений мужья загоняют их в угол откровенным признанием и готовностью к разводу. Женщина, не приспособленная к самостоятельной жизни с массой каждодневных проблем и трудностей, вынуждена принимать новые условия брака - с наличием соперницы на стороне. Это ловушка, больно бьющая по самолюбию. Если хотите, порочный круг. И раз жена его не разрывает, такие отношение будут тянуться вечно…

А что случится, если обе женщины станут горизонтально активными, спросите вы? Такого практически не бывает! Мужчина, заточенный на любовь втроем, и обладающий властью принятия решения, просто идет на смену состава. Меняет или жену, или любовницу, или обеих.

Начинаю рассказывать вам истории из этой серии…

семейная психология, любовь втроем, размышления

Previous post Next post
Up