Благотворительность без прикрас: по следам публикации

Feb 21, 2015 21:21


Друзья, я очень благодарна за отклики на статью « Благотворительность без прикрас» В ней речь шла о благотворительной поездке с концертом в психоневрологический интернат для детей-сирот. Хотелось бы здесь ответить на часто задаваемые вопросы:

Нужны ли вообще такие поездки?
Нужны, безусловно. Изоляция детей в подобных (закрытых, по сути) заведениях ни к чему хорошему не приводит. Но поездки нужны продуманные! Чтобы они шли на пользу, прежде всего, детям в интернатах, а не самим благотворителям, тешащим свое самолюбие.

Нужны ли концерты такого рода?
Нужны, но готовить их следует ВМЕСТЕ с воспитанниками интернатов. А для этого нужны люди, которые систематически приезжали бы к ребятам. Которые бы выстраивали с ними взаимоотношения и вместе с ними готовили праздник. Ведь что такое для нас праздник? Это подведение итогов. Награждение и самовознаграждение. И когда мы приезжаем в интернат со «своим» праздником и «своими» детьми, мы подводим свои итоги, а не итоги воспитанников детских домов.

Нужно ли дарить детям дорогие подарки?
Еще раз хочу обратить внимание на то, что у таких детей сформирована стойкая иждивенческая позиция: что весь мир им должен. К тому же, им сложно понять, что дорого, а что - дешево. Они пока не могут внутренне дифференцировать ценность подарка, понять, сколько на него потрачено денег и труда. На днях я побывала в интернате, где занимаюсь социальными проектами. И психолог рассказала мне, что дочь социального педагога этого заведения (представитель крупной компании) решила подарить на Новый год детям компьютеры и планшеты. Отмечу, что подарки постарались выдавать продуманно: только тем, в которых были уверены - скорее всего, они не сломают компьютеры, и их не отнимут родители, забиравшие своих детей на выходные… Увы! Прошло всего полтора месяца, и планшетов с компьютерами не стало. Часть сломали. А про большинство дети говорили так: «Мой папа/Моя мама куда-то их унесли» (читай, пропили).

Может быть, детям оставлять подарки в интернате и пользоваться ими только там?
Могу ответить со знанием дела: не вариант. Знаете, кого дети в интернате считают своим другом? Думаете того, кому доверяют? Или с кем у них общие интересны? Или если им банально хорошо вместе с этим сверстником? Нет, друг в интернате - тот, кто у тебя не ворует. И в таких местах, как объяснил мне один мальчик, много друзей не бывает..

Что же делать, остается только опустить руки?
Ни за что! Туда надо приезжать для того, чтобы помочь этим детям социализироваться, чтобы расширить их кругозор, чтобы научить их выстраивать отношения с другими и с миром, чтобы постепенно избавлять их от иждивенческой позиции. А для этого нужно много терпения, необходимы знания, умения и отработанные навыки общения с такими ребятами.

Как именно проходит такая психологическая работа с детьми в интернатах?
На постоянной основе. Как вы думаете, зачем мы учим стихи? Потому что в стихах есть ритм. Любой оратор вам скажет: там, где есть ритм, в работу включается тело. Поэтому все, что ни делается с этими детьми, надо делать ритмично - чтобы «включить» их тело. Чтобы подружить их мысли и чувства. Чтобы оживить их, научить реагировать на мир и окружающих по-другому. У большинства ребят банально не отрегулирована мимика лица. И мы много времени посвящаем тому, чтобы научить их (хотя бы!) читать наше выражение лица и передавать нам свое настроение. Дети в таких учреждениях обычно относятся ко всему не личностно, а «параллельно», думая, что это все не о них.

И потому нужно, чтобы все мультики, которые им показывают, все фильмы, которые им демонстрируют, все беседы, которые с ними ведут и все упражнения, которые с ними делают, ребята научились пропускать через себя, видели бы в них себя. Но для этого и у нас самих тоже должна быть ясная, внятная позиция: по тем сказкам, которые с ними читаем, по тем фильмам, которые с ними смотрим, по тем играм, в которые с ними играем, по тем смысловым понятиям, о которых мы рассуждаем, по тем ценностям, которым пытаемся им транслировать. Потому что важна не сама сказка, а разговор через сказку. Только так мы можем передать им свой культурный код.

О чем самим благотворителям особенно важно помнить при работе с детьми?
Приведу ещё один пример. В прошлом году в интернате появился деятельный молодой директор. Зайдя в столовую, он ахнул. Дети врывались на обед, рассовывали по карманам хлеб, выпивали сок - но не ели приготовленные им блюда. Он расстроился, решив, что ребята остаются голодными. И обязал воспитателей и классных руководителей кормить их буквально с ложечки. Детей рвало(!). От эксперимента отказались через день. В чем же было дело? Интернатовские дети попросту не привыкли к нормальной, здоровой пище. Они ели «Доширак», пили газировку - а в качестве поощрения родители покупали им чипсы…

Метафора, связанная с пищей, позволяет понять и другое: все то, что мы считаем здоровым и полезным (книги, фильмы, занятия или наставления старших), этими детьми зачастую отвергается. И нужно время, терпение и, если хотите, «перепрограммирование»: чтобы дети оказались в состоянии «есть» ту духовную, умственную «пищу», с которой мы к ним приходим.

Очень важно не спасать этих ребят - а научить их партнерству. А для этого самому надо ясно знать свои сильные стороны, ресурсы, что ты способен дать. И еще надо обязательно ответить себе на вопрос: что эти дети могут дать мне? Только так человек будет готов к новым и новым поездкам в интернаты, без трагедий и внутреннего надрыва. Уверяю вас, эти дети могут дать очень много! Они смелы, не боятся ошибок, спонтанны, говорят то, что думают. У них огромное количество нереализованной энергии. А ещё они открыты, способны на взрослые поступки. И самое главное - они живые, настоящие.

Какова самая серьезная ошибка благотворителя при общении с детьми?
Стараясь выстроить отношения с интернатовскими ребятами, всегда помните: у этих детей ЕСТЬ родители. Возможно, родители «непроявленные». Возможно, только биологические. Но родители есть. Ни в коем случае не пытайтесь занять родительское место. Вам нужно придумать ту позицию, из которой будут равно видны и дети, и их родители. Только так, уважая достоинство семьи ребенка (возможно, семьи социально не состоявшейся), можно оказать помощь.

В интернате, где мы работаем с волонтерами, при первом же посещении психолог, Надежда Викторовна, отдельно попросила: НЕ ЖАЛЕТЬ этих детей, «иначе они не простят». И рассказала историю о молоденькой учительнице, которая настолько прониклась к ребятам, что стала приносить им домашние пироги. История закончилась печально. Дети обвинили ее в домогательстве... В интернате прекрасно знали, что обвинение не имеет под собой оснований. Но, тем не менее, педагог в слезах ушла оттуда.

Вы думаете, эти дети - ангелы? Нет. Но у них есть достоинство и с этим достоинством надо считаться. Унижение достоинства - дарить человеку подарок, за который он никогда не сможет расплатиться...

Нецензурная брань в устах ребенка - это правда или художественное преувеличение?
После моей публикации несколько трепетных дам выразили недовольство нашим диалогом с подростком на территории интерната. Их смутили бранные слова, и они с возмущением заявили, что «такого не может быть». Включайтесь в жизнь, ребята! Эти дети матом не ругаются, они на нем разговаривают. И если вы хотите с ними работать, будьте готовы к такому способу общения. Если вас от детского мата корежит (а корежит от него всех) - не демонстрируйте этого, иначе они вас специально будут провоцировать. Только ваша невозмутимость научит их говорить, общаться на других условиях. И, кстати, мальчик откровенно с нами поговорил, совершенно нас не обидев.

Как общаться с педагогами в интернатах?
«Обреченность» некоторых сотрудников подобных заведений - еще один важный вопрос. Многие из них апатичны, ни во что не верят, условно говоря, «сгорели». Возможно, каждодневная атмосфера пребывания в подобных местах и в самом деле действует чересчур угнетающе. Вот почему особое внимание надо уделять и взаимодействию с персоналом, чтобы сделать педагогов своими союзниками. Они тоже должны поверить, что изменения возможны. И не стесняться своей некомпетентности в некоторых случаях…

Попытаюсь обобщить свои спонтанные размышления: вы очень нужны этим детям! И, надеюсь, они вам тоже нужны. Если вы готовы выстраивать с ними отношения, готовы выйти из зоны своего благополучия и комфорта, готовы с открытыми глазами смотреть на их боль и проблемы, сталкиваться с их агрессией, жестокостью, манипуляциями, воровством - вперед! Потому что, пройдя все испытания, вы доберетесь до истинной сути этих детей - искренности, открытости, доброты, мудрости не по годам, готовности к доверию и любви.

социальное сиротство, волонтеры, благотворительность без прикрас, дети, размышления, РЦСИ

Previous post Next post
Up