Моя замечательная коллега, которая занимается расстановками, как-то раз зашла ко мне и моим студентам, и предложила сделать интересное упражнение.
Студенты должны были по очереди встать в две позиции: «я - человек» и «я - психолог». Я посчитала неверным знать про своих ребят что-то, чего они не будут знать про меня. Поэтому спросила, как им комфортнее: чтобы я тоже приняла участие в расстановочном упражнении или чтобы просто понаблюдала за ними? Они ответили, что им важно знать позицию наставника и попросили участвовать.
Мы поочередно вставали: сначала в позицию «человек», потом в позицию «специалист». Мои две субличности оказались практически рядом. А вот у некоторых ребят позиция человека буквально «ускакала» от позиции психолога. Один даже признался: - Если бы мой «человек» мог выскочить за дверь и убежать от позиции «специалиста» - то так бы и сделал! В целом, лишь у немногих эти две позиции находились близко друг от друга.
Для моей коллеги было очень важно, чтобы результаты упражнения не «заболтали», чтобы ребята осознали свои позиции и приняли их. Поэтому обсуждение мы проводить не стали, положившись на энергию паузы и тишины.
Через некоторое время группа все же обратилась ко мне с просьбой обсудить эксперимент, поскольку внутри у студентов так и не сформировалось четкого мнения по этому вопросу. Отмечу, что речь шла о психологах-пятикурсниках, которые уже многое знали и умели. Они сказали мне:
- Нас всегда учили очень четко разделять человеческую и профессиональную позицию! Чтобы наша профессиональная позиция не травмировала человеческую, а «человек» не мешал работать «профессионалу». Мы практически всех своих преподавателей попросили проделать это же упражнение - ситуация у них оказалась такой же, как и у нас. «Человек» и «психолог» у наших учителей расположились достаточно далеко друг от друга.
Так почему Вы так встали? Не мешает ли Вам человеческая позиция и не давит ли на Вас позиция психолога?
Я объяснила группе, что для меня очень важен гуманистический подход. Что сама не раз бывала и бываю на консультациях в качестве клиента, проходила курсы психотерапии, чтобы полностью погрузиться в профессию. Как клиент, я в первую очередь обращаю внимание на глаза психолога. И ищу его приятия и принятия. Если бы мне требовались исключительно методы и методики работы над собой, я бы обратилась к книгам. Вот почему для меня так важно, чтобы обе эти субличности знали и принимали друг друга, находились в согласии.
Я отдаю себе отчет, что многое из того, что вижу и слышу на консультациях (и к чему имею непосредственное отношение) с точки зрения «человеческой» позиции нередко просто не укладывается у меня в голове. Тогда на помощь приходит «психолог» и объясняет, что смысл нашей профессии в расширении границ нормы. В принятии, а не в отвержении. Вместе с тем, когда в работе требуется «хирургическое вмешательство», резкость, провокация - «человек» внимательно смотрит в глаза «психологу», чтобы вовремя сказать: «стоп, хватит, слишком больно! ».
Часто «человек» с «психологом» спорят. По-разному побеждают.
Мне, как человеку, выросшему в очень благополучной семье, получившему несколько образований, обязательно нужен «психолог», чтобы ещё раз объяснить «человеку», что люди воспитываются в разных условиях и потому, их восприятие жизни отличается от моего. А «психологу» нужен «человек», имеющий опыт благополучия и требующий перемен, уверенный в успехе, поддержке и одобрении. Мне часто задают вопрос:
- Что Вы, такая рафинированная, делаете в детских домах и интернатах? Почему не отворачиваетесь? Почему Вас не смущает ограниченность, нецензурная брань, насилие, инцест, сексуальные отклонения?
Я говорю, что во всех этих местах мой «человек» видит другого человека. И зовёт на помощь «профессионала», чтобы попытаться что-то сделать. Не спасая, а взаимодействуя. Я понимаю, что для этого мне самой нужно постоянно напрягаться, покидая свою зону благополучия и комфорта.
И я очень рада, что моя точка зрения совпадает с точкой зрения близких мне коллег. Мой «человек» это видит так ясно, что «профессионалу» не обязательно проделывать с ними это упражнение.