Оригинал взят у
kara_banoff в
Московская декларация по вопросам джихада, применения норм шариата и по халифату (часть 2)
Настоящая Декларация принята участниками
Международной богословской конференции «Исламская доктрина против радикализма»(25-27 мая 2012 года, Москва - Грозный).
Организаторы: Международный центр «Васатыйя» (Кувейт), Российский центр «Васатыйя» (Москва), Международный Союз исламских ученых (Катар), при поддержке Регионального общественного Фонда им. Героя России А. Кадырова, содействии Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования.
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!
Первая часть декларации4. Халифат
Великий имамат является одной из величайших целей религии (Ислама). Он замещает пророчество в вопросе защиты религии и в определении политики (в мире) по отношению к нему (имамату). Стремление к его созданию зависит от существующих способностей и возможностей.
Если в течение какого-либо времени верховный правитель не появляется (вследствие слабости или неспособности), тогда подтверждается согласие по вопросам дальнейшего пути, указывается на недопустимость разобщения в религии и стремление (усилиями улемов и реформаторов (примиряющих)) определить цели единства и союза в соответствии с имеющимися возможностями и потенциалом. Это приблизит своевременное осуществление благих дел и сохранит согласие по основам Ислама. В качестве примера можно привести Организацию исламского сотрудничества (до 2011 года - Организация Исламская конференция -прим, переводчика). Эта организация является своеобразной формой единства и сплочения. Этот принцип был провозглашен Ас-Синхори после падения халифата, Халифат был формой сплочения, поддержки веры, установления мира, отпора агрессии, заключения договоров. Большинство вопросов имамата не имеют ничего общего с поведением, направленным на разрыв (отношений), они связаны с духовным убеждением, как об этом говорит аль-Гаяси.
Иджтихад открыт для тех, кто занят поисками лучшей формы (мыслей). Военные действия (бой) не являются оптимальным вариантом действий, особенно сейчас, в эпоху производства оружия массового уничтожения, применение которого противоречит миссии Ислама и других мировых религий.
После окончания первого века мусульмане не объединялись в одно государство. Существовали государства Идрисов в Марокко, Омейядов в Андалусии. Люди вели войны не во имя создания единого халифата. Ущерб, наносимый военными действиями, сильнее, чем отсутствие единого халифата.
5. Патриотизм и мирное сосуществование
Патриотизм, принадлежность к своей Родине, не являются чертами, проявляющимися исключительно во времена войн и бедствий. Это - свойства человеческой души, благодаря которым строятся отношения человека с другими людьми - его соотечественниками, разделяющими его любовь к Родине. Таким образом, человек сосуществует вместе с мусульманами и немусульманами в интересах Родины, укрепляя ее силу и мощь.
Недопустимо совершать агрессивные действия в отношении немусульман, посягать на их имущество, так как принадлежность к (одной) Родине и сосуществование на ее земле в духе Ислама, предполагает справедливое и доброе отношение ко всем ее жителям. Ведь они все (как граждане одной страны) имеют соответствующие права, даже исповедуя не нашу религию. История является лучшим свидетельством справедливого характера Ислама по отношению к иноверцам, проживающим среди мусульман и находящихся под властью Ислама.
Справедливость Ислама и мусульман, (мирно) сосуществующих с людьми Писания (иудеи и христиане - прим. переводчика) настолько очевидна, что удивляет даже последних {людей Писания). Ислам запрещает притеснять их и предписывает справедливо относиться к ним, быть добрым и милостивым по отношению к ним. Ислам не только оставил их исповедовать свою религию -«Нет принуждения в религии» («Алъ-Бакара», 256), - но и указывает на необходимость защиты этих людей, охраны их репутации и гарантии их прав. Ислам предписывает мусульманскому правителю защищать их церкви, храмы, монастыри и другие места отправления (ими) культа, о чем говорится в Договоре о защите («‘акд аз-зимма»), охраняя тем самым их Писание (возможно, имеются в виду Ветхий и Новый заветы - прим. переводчика) и исполняя обещание их защиты.
- Необходимо уважать законы страны, в которой живут мусульмане, руководствоваться этими законами, соответствующими вероисповеданию, учитывая тот факт, что эти законы укрепляют ценности справедливости, человеческого достоинства, уважения человека. Принцип мирного сосуществования и терпимость по отношению к иноверцам являются законом для мусульман и немусульман в исламских странах, а также законом для мусульман и немусульман в неисламских странах. Такой же закон существовал во времена сподвижников Пророка, да пребудет над ним мир и молитва Аллаха, живших в Эфиопии. Сподвижники Пророка, да пребудет над ним мир и молитва Аллаха, жили в Эфиопии, не нарушая местных законов, не попирая суверенитет этой страны и не нанося ущерба ее безопасности. При этом они сохраняли свою веру в единого Бога, соблюдали шариат, мудро поддерживая добрососедские отношения с местным населением. Хадис, переданный аль-Байхаки и другими, применим к положению меньшинств (речь идет о том, чтобы исправить себя) В нем говорится: «О, Фудейк, выстаивай молитву, выплачивай закят, изгони зло, живи среди своего народа там, где хочешь!»
Мусульмане обязаны относиться ко всем людям с добрыми намерениями. Всевышний сказал: «Говорите людям хорошее». «Алъ-Бакара», 83. В одном из хадисов говорится: «И придерживайся благонравия в отношениях с людьми». В другом хадисе говорится: «Мусульманин - это тот, кто не причиняет людям вреда своим языком и своими руками, а муджахид - это тот, кто отдает все силы и душу в повиновении Аллаху».
Обратите внимание на слово люди, включающее в себя и мусульман, и немусульман. Основа отношения к немусульманам зиждется на мирных намерениях и любви между людьми. В хадисе сказано: «Не уверует никто из вас, пока не полюбит он для брата своего то, что любит для себя». В толковании этого хадиса аль-Хафиз Ибн Раджаб говорит: «Братство, упомянутое в этом хадисе, касается всего человечества». Того же мнения придерживается и Имам ан-Навави. Отношения между людьми и народами основаны на справедливости, - как сказано в Коране: «Аллах повелевает быть справедливыми и творить добрые дела». Надо творить добро, давать пищу нуждающимся, раздавать бедным часть своих денег во имя единства и солидарности в обществе. Необходимо относиться к исповедующим другую веру дружелюбно и с любовью. Всевышний Аллах сказал: «Не дает вам Аллах запрета о тех, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ, благодетельствовать им и быть справедливыми к ним, - ведь Аллах любит справедливых!».
«Алъ-Мумтахина», 8.
Всевышний Аллах сказал: «Нет принуждения в религии!» и повелел приветствовать людей.
Один человек спросил Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Какое проявление Ислама является наилучшим?» Он ответил: «Лучшее состоит в том, чтобы ты кормил людей и приветствовал тех, кого знаешь, и кого не знаешь».
Поэтому основа Ислама состоит в призыве (к пути Господа) тем, что лучше. Выдающийся улем, имам, шейх Ат-Тахир Ибн Ашур отметил в своем ценном толковании, что священный аят упоминает о трех средствах призыва {да ‘ва). «Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом». «Ан-Нахл», 125.
Ибн Ашур сказал: «Каждый, кто следует по пути Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), направляя людей и указывая на подобающее людям поведение, должен следовать трем вещам: мудрости, хорошему увещеванию (проповеди) и обсуждению (спору) при помощи того, что лучше. В противном случае такой человек будет отклоняться от мусульманских обычаев (этикета) и не будет достойным для ведения политики уммы. А в этом - опасность интересам уммы. (Ибн Ашур, «Ат-Тахриру агп-Танвир», 1/334.
Эта религия в основном распространялась путем диалога (бесед), а не силой. В первом веке по хиджре патриарх Ясуа Яфа написал письмо митрополиту Симону, в котором выразил свое удивление тем, что христиане отказываются от своей религии. Далее он сказал: «Они («мусульмане») не борются с христианской верой, а, наоборот, относятся к ней с симпатией, они почитают святых Бога нашего, жертвуют церквям и монастырям. Почему же христиане отказываются от своей веры?»
Таков наш совет братьям нашим. Именно в это мы верим. Исправляйте себя, следуйте своей религии, почитайте соседей ваших - мусульман и немусульман. Улемы достигли согласия в том, что сосед-немусульманин имеет право жить рядом с вами, должен пользоваться уважением, должен быть окружен вашей заботой. Распространяйте идеи мира, учите детей ваших любви и согласию. Именно так будет распространяться и процветать Ислам!
Ислам - это религия открытости, взаимодействия и сосуществования с иноверцами. Ислам не выступает за изоляцию, не поддерживает монашество, а исходит из убеждения в необходимости диалога, плодотворного и конструктивного взаимодействия, установления мира, исходя из закона взаимного сдерживания. Ислам провозглашает принцип взаимного сдерживания, а не столкновения цивилизаций.
Сосуществование и диалог между цивилизациями является одним из проявлений принципа мирного цивилизованного взаимного сдерживания, основой предписанного Исламом регулирования отношений с другими цивилизациями. Такой подход служит основой цели межцивилизационных устремлений - освоению Земли и борьбы с попытками ее порчи. «Если бы Аллах не сдерживал одних людей посредством других, то земля пришла бы в расстройство. Однако Аллах милостив к мирам!» «Алъ-Бакара», 251.
Истинный суверенитет в мире различных наций и цивилизаций - это суверенитет нравственности (морали), принципов и ценностей, а не господство силы, мощи и насилия. Исходя из этого постулата, мы уверены в необходимости мирного сосуществования, во взаимодействии, а не в столкновении цивилизаций, в их сдерживании, а не в борьбе между ними.
Полный текст фетвы на арабском языке Участники конференции «Исламская доктрина против радикализма» из стран дальнего зарубежья:
1. Доктор Адель Абдулла аль-Фалях- Первый заместитель министра по делам ислама и вакфов Кувейта, руководитель Международного центра «Аль-Васатыйя» (Кувейт)
2. Профессор Али аль-Карадаги - Генеральный секретарь Всемирного совета исламских ученых, заместитель Президента Европейского совета по фетвам и исследованиям (Катар)
3. Профессор Абдулла бин Байя - Бывший министр юстиции Мавритании, заместитель председателя Всемирного совета исламских ученых, руководитель Международного центра по обновлению религии и наставлению (Мавритания)
4. Доктор Абдулла бин Али Басфар - Генеральный Секретарь Международного комитета изучения Священного Корана (Саудовская Аравия)
5. Шейх Мухаммад Рашид аль-Кабани - муфтий Ливанской Республики
6. Доктор Нуруддин аль-Хадимий - Министр по делам религий Тунисской Республики
7. Шейх Ахмед бин Хамд аль-Халили- верховный муфтий Султаната Оман
8. Профессор Мухаммад Усман ас-Салих - Генеральный секретарь Совета суданских ученых
9. Доктор Абдурахман Бираний - Генеральный секретарь Общества призыва и очищения в Иране, член Всемирного совета исламских ученых
10. Доктор Ахмад ас-Самираий - Руководитель суннитского Аппарата по делам вакфов Ирака
11. Шейх Абдулатиф Махмуд Ибрахим аль-Махмуд - Руководитель Комитета национального единства и руководитель Исламского общества Бахрейна
12. Доктор Мухтар Махмуд Атаулла - Директор Исследовательского центра при Каирском университете (Египет)
13. Аль-Араби бин Мабрук Гариб - Руководитель Европейского исламского благотворительного общества (Швейцария)
14. Доктор аль-Хасан аль-Ильмий - Руководитель Института научных исследований Исламского Магриба (Марокко)
15. Доктор Рамиз Зикадж - Руководитель Албанского центра исламской цивилизации и фикха Албании
16. Насыр Мухаммад аль-Аджмий - Руководитель аппарата заместителя министра по делам ислама и вакфов Кувейта
17. Фахд Сиях ад-Диханий - Руководитель аппарата по координации и культурной поддержке Министерства по делам ислама и вакфов Кувейта
18. Профессор Усама Ибрагим Хафиз - Представитель и член Верховного совета Египетского исламского сообщества
19. Профессор Салях Хашим Камалуддин - Член Верховного совета Египетского исламского сообщества
20. Профессор Марван аль-Фаурий - Руководитель Клуба «Аль-Васатыйя» (Иордания)
21. Профессор Хамди Арслан - Преподаватель Стамбульского Университета, член Всемирного совета исламских ученых (Турция)
22. Доктор Ниъматулла Шахраний - Специальный советник по религиозным делам Президента Республики Афганистана
23. Доктор Абдульмаджид ан-Наджар - Член преподавательского комитета Университета аз-Зайтуна (Тунис)
24. Али Абдулла Шаддад - Наблюдатель аппарата заместителя министра по делам ислама и вакфов Кувейта
25. Доктор Усман Ахмад Абдурахим - советник заместителя министра по делам ислама и вакфам Кувейта
26. Доктор Мустафа Йахи - Исследователь Международного центра «Аль-Васатыйя» (Кувейт)
27. Доктор Исмаил Мухаммад Авад аль-Кабисий - Исследователь Международного центра «Аль-Васатыйя» (Кувейт)
28. Шейх Ахмад Валид ар-Радий - Исламский мыслитель (Мавритания)
29. Шейх Мухаммад Хасан ад-Диду - Руководитель центра подготовки ученых Мавритании
Участники конференции «Исламская доктрина против радикализма» из стран СНГ:
1. Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф - исламский ученый, последний муфтий Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана, депутат Верховного Совета СССР (Узбекистан)
2. Жалилов Чубак ажи - Верховный муфтий Кыргызстана
3. Саидмукарам Абдукодирзода - глава Совета улемов Таджикистана, муфтий Таджикистана
4. Мусаев Салман - Заместитель главы Управления мусульман Кавказа шейха уль-Ислама Аллахшукюра Паша-заде (Азербайджан)
5. Шонасретдинов Маъруф - Ведущий специалист Комитета по делам религии Правительстве Таджикистана
Российские участники конференции «Исламская доктрина против радикализма»:
1. Равиль Гайнутдин - Председатель Совета муфтиев России, Глава Духовного управления мусульман Европейской части России
2. Бердиев Исмаил - Председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа, Глава Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесской Республики
3. Мухаммад Рахимов - Глава Российской ассоциации исламского согласия (Всероссийский муфтият)
4. Крганов Альбир - Первый заместитель Председателя Центрального духовного управления мусульман России, Муфтий Москвы и Центрального региона
5. Кадыров Хож-Ахмед - Председатель Совета алимов Чеченской Республики
6. Мирзаев Султан - Председатель Духовного управления мусульман Чеченской республики
7. Мухаметшин Рафик - Ректор Российского исламского университета (Казань)
8. Хайретдинов Дамир - Ректор Московского исламского университета
9. Садиков Магомедзагид - Ректор Института теологии и международных отношений (Махачкала)
10. Мутаилов Магди - Президент Северо-Кавказского университетского центра исламского образования и науки, заместитель главы Духовного управления мусульман Дагестана
11. Чочаев Шарафутдин - Ректор Северо-Кавказского исламского университета им. Абу Ханифы (Нальчик)
12. Шахидов Адам - Советник Главы Чеченской Республики по вопросам религии
13. Абдуллаев Ахмад - Председатель Духовного управления мусульман Дагестана
14. Аширов Нафигула - Председатель Духовного управления мусульман Азиатской части России, Сопредседатель Совета муфтиев России
15. Бибарсов Мукаддас - Председатель Духовного управления мусульман Саратовской области, Сопредседатель Совета муфтиев России
16. Хамхоев Иса - Председатель Духовного управления мусульман Ингушетии
17. Саматов Тагир - Председатель Регионального духовного управления мусульман Ханты-Мансийского автономного округа
18. Гацалов Хаджимурад - Председатель Духовного управления мусульман Северной Осетии - Алании
19. Фаткулин Гаяз - Председатель Единого духовного управления мусульман Красноярского края
20. Закиров Гаяз - Председатель Духовного управления мусульман Нижегородской области
21. Гаязов Валиахмад - Председатель Духовного управления мусульман Республики Коми
22. Забиров Абдуррауф - Председатель Единого духовного управления мусульман Пензенской области
23. Каралаев Султанахмед - Председатель Духовного управления мусульман Калмыкии
24. Шафиев Фагим - Председатель Центрального духовного управления мусульман Мордовии
25. Бибарсов Аббас - Почетный муфтий Единого духовного управления мусульман Пензинской области
26. Ярулин Вафа - Председатель Духовного управления мусульман Владимирской области (ЦДУМ)
27. Жунусов Анарбек - Глава Казыятского управления мусульман Омской области
28. Мустафин Альфрид - Глава Казыятского управления мусульман Свердловской области
29. Гарифуллин Фатых - Глава Казыятского управления мусульман Тюменской области
30. Ишмухамедов Дамир - Глава Казыятского управления мусульман Приморского края
31. Бибарсов Аюб - Первый заместитель Председателя Духовного управления мусульман Башкорстана
32. Мухетдинов Дамир - Первый заместитель Председателя Духовного управления мусульман Европейской части России
33. Аббясов Рушан - Первый заместитель Председателя Совета муфтиев России
34. Саадуев Мухаммадрасул - Заместитель главы Духовного управления мусульман Дагестана,Председатель Совета имамов Махачкалы, Имам Соборной мечети Махачкалы
35. Шхалахов Ибрагим - Заместитель Председателя Духовного управления мусульман Республики Адыгея и Краснодарского края
36. Миссиров Хызыр - Заместитель руководителя Духовного управления мусульман Кабардино-Балкарии
37. Абубакаров Хасмухаммад - Председатель Фонда имени Саидмухаммада Абубакарова (Дагестан)
38. Пшихачев Шафиг - Президент Международной исламской миссии, Полномочный представитель Координационного центра мусульман Северного Кавказа в Москве
39. Малахов Ильдар - Директор Исламского колледжа им. Марьям Султановой (Уфа)
40. Юсеф Луай - Координатор деятельности Всемирного совета исламских ученых в России
41. Албогачеев Магомед - Член Совета попечителей Всемирного совета исламских ученых
42. Идрисов Умар - Председатель Совета старейшин Духовного управления мусульман Нижегородской области, Президент фонда им. Абу-Ханифы (Нижний Новгород)
43. Алиев Икрамудин - Помощник Президента организации «Ахлю Сунна валь-Джама’а» (Дагестан)
44. Аляутдинов Ильдар - Имам Соборной мечети Москвы
45. Еник Руслан - Представитель Совета муфтиев России в Абхазии
46. Рамазанов Анар - Руководитель мусульманской общины «Кяусар» (Москва)
47. Наурбиев Салман - Член Всемирного совета исламских ученых (Москва)
48. Бикмуллин Альберт - Член Всемирного совета исламских ученых (Казань)