РИСУНОК СЕМЬИ
• Отсутствие
• себя (150, 156, 160) - чувство своей отверженности в семье;
• другого члена семьи (148) - его малая значимость для ребенка; конфликт; негативное (амбивалентное) отношение.
• Наличие членов семьи, отсутствующих в реальности (148, 156), - восприятие своей семьи как недостаточной, ущербной.
• Включение домашних животных - недостаток общения, потребность в эмоциональном тепле.
• Отношения «выше - ниже» (по росту или местоположению) (131, 132, 135- 139, 142, 143, 145-147, 151 - 153,
163-165) - отношения доминирования, подчинения.
* Особо мелкое изображение
* себя (132, 136, 151, 153) - подавленность или заброшенность; гиперопека;
* родителя (133, 136, 137) - представление о его малой значимости в семье;
* брата или сестры (131) - конкурентные отношения.
* Особо крупное изображение
* себя (137) - претензия на главенствующую роль в семье;
* родителя (131, 132, 136, 147, 163, 164) - представление о его большой значимости в семье;
* брата или сестры - представление о его (ее) доминирующей роли в семье, ревность.
* Обращенность членов семьи друг к другу, пространственная близость, контакт рук (132, 138, 139, 140, 141, 143, 151, 163) - тесные эмоциональные контакты в семье.
* Сверхплотное расположение фигур (145-147) - сверхтесные связи в семье; потребность в эмоциональной близости.
* Удаленность
* всех членов семьи друг от друга (137, 149) - разобщенность членов семьи, слабость эмоциональных контактов между ними;
* одного из членов семьи от других (139, 148) - его слабая связь с остальными;
* себя от остальных (153) - ощущение своей изолированности в семье.
* Расположение детей и взрослых отдельными группами (146) - ослаблен-ность эмоциональных связей между детьми и родителями.
* Изолированность
* изображения семьи от остального пространства листа (145, 146) - замкнутая жизнь семьи, ее изолированность от социального окружения;
* всех членов семьи друг от друга: разделение линиями, расположение в разных комнатах (148) - серьезное нарушение внутрисемейных контактов;
* одного из членов семьи: отделение линией, расположение в другой комнате (133) - конфликтные отношения с этим
членом семьи; его очень высокая изолированность в семье;
* себя - ощущение своей отверженности в семье.
* Поза и выражение лица члена семьи, детали - интерпретируются, как и в «Рисунке человека», применительно к восприятию ребенком этого члена семьи.
* Изображение члена семьи со спины или в профиль, отвернувшимся от остальных (150, 152) - конфликтные отношения с этим членом семьи;
* Изображение себя, отвернувшимся от остальных - конфликтное отношение к семье в целом; чувство своей отвергнуто-сти другими членами семьи.
* Небрежное или схематическое изображение в сравнении с «Рисунком человека»
* всех членов семьи или большинства из них (148) - отсутствие эмоциональной привязанности к семье; конфликтное отношение;
* одного из членов семьи - отрицательное или конфликтное отношение к этому члену семьи;
* себя (153) - ощущение своей малой значимости в семье, отверженности.
* Штриховка, штриховые или множественные линии, стирания, исправления, повышенный нажим (в сравнении с «Рисунком человека») при изображении
* всех членов семьи или большинства из них (153, 163) - напряженная эмоциональная атмосфера в семье;
* одного из членов семьи (148, 155, 157, 164) - напряженное, конфликтное или амбивалентное отношение к этому члену семьи;
* себя (149, 151, 160) - неблагополучное эмоциональное самоощущение в семье.
* Агрессивная символика: кулак, поднятая крупная ладонь, острые ногти, оружие или острое орудие в руках (161 -166) - агрессивное поведение данного члена семьи.
* зубы (161, 162, 166) - вербальная агрессия данного члена семьи.
* Большое количество предметов: мебели, вещей - недостаточность эмоционального общения в семье.
ЗНАЧЕНИЕ ЖИВОТНЫХ В ТЕСТЕ «СЕМЬЯ ЖИВОТНЫХ»
• Особо мелкое: мышь, воробей, насекомое (132, 133, 136) - представление о малой значимости данного члена семьи;
• изображение в таком виде ребенка (132, 136, 138, 151) - гиперопека.
• Холоднокровные: ящерица, лягушка, рыба (132, 133, 136, 156, 166) - малая эмоциональность данного члена семьи.
• Змея, червяк, скорпион (133, 151, 156)
- эмоциональная холодность; негативное или амбивалентное отношение к данному члену семьи;
• изображение в таком виде ребенка (158)
- чувство своей отверженности в семье.
• Черепаха - потребность в защите.
• Еж, дикобраз - упрямство.
• Гиена, ехидна (156) - негативное отношение к данному члену семьи.
• Крупные теплокровные хищники: тигр, волк (151, 166) - сила, активность; иногда агрессивность.
• Крокодил (166) - агрессивность.
• Родители в виде особо крупных животных (136, 147, 157) - гиперопека.