Однажды самурай Цюрюпа Исидор спросил почтительно у своего наставника Кодзё:
- Учитель, что означает фраза "по многочисленным просьбам трудящихся", которую иногда приходится слышать?
- В давние времена - сказал наставник Кодзё, - когда не было еще олигархов и питерских, а даймё были достойными вассалами богов, Императора и сёгуна, существовал такой обычай: перед каждым большим праздником народ приходил ко дворцу правителя и умолял его перенести ближайшие выходные на какой-нибудь другой день. Если праздник, например, приходился на субботу, то народ просил праздничный субботник провести в пятницу, а субботу сделать рабочим днем во славу Будды. При этом от отпуска отнимался один день, который следовало провести на уборке риса в молитвах и трудах во славу прародительницы Императора богини Аматэрасу, а еще один день, наоборот, добавлялся к каждому четвертому календарному году. Если правитель был благочестив и внимал просьбам трудящихся, тогда и на него, и на народ снисходила радость упорного труда: люди занимались уборкой территории, законно восхваляя мудрость властей предержащих, а знать испытывала глубокое удовлетворение от исполненного перед народом долга...
- Увы, - продолжал наставник Кодзё, горестно покачивая головой. - Времена те давно миновали, и теперь только произнесенная тобой фраза напоминает о них. Ныне народ наш, сколь бы многочисленны ни были его просьбы, не может рассчитывать, что его чаяния будут услышаны лицами возвышенными и ответственными. И это верно, ибо, согласно законам Будды, на пути к совершенству каждое новое деяние должно отменять предыдущее...
- Учитель, - почтительно сказал самурай Цюрюпа Исидор, - рассказанное тобой удивительно. Мне следует глубоко обдумать то, что я услышал сейчас.
- Но ты услышал еще не все, - возразил наставник Кодзё. - Ибо, если верно сказанное ранее и, согласно законам Будды, на пути к совершенству каждое новое деяние должно отменять предыдущее, то и народ сейчас не должен уповать на благородство своих правителей, а к благу своему и государства стремиться только своими собственными силами.
- Означает ли это, - удивился самурай Цюрюпа Исидор, - что народ и власть сейчас никак не связаны друг с другом, и все добро, что творит власть, не имеет для народа никакого значения, а все благо, что творит народ, безразлично для власти?..
- ...и деяния эти взаимно отменяют друг друга в полном согласии с учением Будды! - торжественно закончил наставник Кодзё.
И самурай Цюрюпа Исидор заплакал, преисполнившись восторгом перед совершенной мудростью приоткрывшихся ему тайн государственного устройства.
(С)
Моривасэ Моногатари