Многие мусульмане убеждены, что ислам - это исконная вера их предков, и мало кто знает, что в истории каждого мусульманского народа России и бывшей
Российской Империи есть христианская страница и зачастую весьма славная.
Если говорить о Северном Кавказе, то стоит отметить, что уже в VI в. от Византии принимают христианство адыги (общее название единого народа, разделенного на кабардинцев, черкесов, убыхов, адыгейцев и шапсугов). О том, что адыги долгие века были христианами, свидетельствуют арабские, персидские и европейские авторы. Причем, стоит подчеркнуть, что в XIV-XV вв. адыги мужественно выдержали натиск со стороны католической Церкви. В это время усилившиеся на Кавказе «генуэзцы старались навязать черкесам католичество, но безуспешно. Католические миссионеры не брезговали никакими методами, прибегали даже к насилию, что вызывало волнение среди черкесского населения. Черкесы не хотели принимать католичества, и большая часть их продолжала исповедовать греческую веру»(1).
В конце XIV века Тамерлан совершил опустошительный поход на Северный Кавказ, дойдя до Эльбруса, огнем и мечом расправляясь с аланами и черкесами, не желавшими принять мусульманство. Однако горцы еще долго и упорно защищали свою христианскую веру. А в XV в. ислам стали распространять среди адыгов огнем и мечом крымские ханы. В 1559 г. в Москву явились послы от адыгского народа, которые просили послать им православных священников, и их вместе с князем Д.И. Вишневецким направил русский Царь, но турки послали наперехват войска и не дали священникам прибыть к адыгам. Однако еще в начале XVII в. среди адыгов многие хранили пра-вославную веру, и только в 1717 г. ислам был окончательно навязан этому народу по приказу турецкого султана. До сих пор в Карачаево-Черкесии сохраняются древние православные храмы X в., такие как Хумаринский и Сентинский и др. Небольшой части народа удалось сохранить Православие, в частности, моздокским кабардинцам (около 2500 чел.).
Среди дагестанцев христианство появилось также очень рано. Уже в VII в. грузинские миссионеры распространяют православие в западных районах Дагестана. В XIII в. позиции христианства были очень прочны в Аварии и отдельных районах Южного Дагестана (Табасаран), были христиане и среди лезгин. Из-за нашествия Тамерлана в 1395 г. христианство подверглось гонению и произошел новый виток насаждения ислама. Но даже приняв ислам дагестанцы многие века чтили древние христианские храмы своих предков, благодаря чему до наших дней сохранилась, например, церковь Датуна, которой более тысячи лет. А часть аварцев, которые не захоте-ли принимать ислам, переселились в Грузию, где их православные потомки живут и сейчас.
В XI-XIII вв. через грузинских миссионеров христианство начало распространяться среди вайнахов (предков чеченцев, ингушей и бацбийцев). Об этом свидетельствуют сохранившиеся древние православные храмы в Ингушетии - Тхаба-Ерды, Алби-Ерды и Таргимский, многочисленные археологические находки христианских книг и крестов. Так, в Чечне был обнаружен поклонный крест у Чахкиринского аула, нательные кресты обнаруживали при раскопках возле аула Чечень на р. Аргунь, а также на старом кладбище Хасавюрта. Многие названия мест в Чечне свидетельствуют о древней христианской истории - село Кернстне («Христианское»), Гоьрчачга ара - «поляна святого Георгия», Моцкъара босса - «склон священника» и др. После нашествия Тамерлана на Кавказ, связи с Грузинской Церковью прервались и в последующие века вайнахи постепенно скатились к язычеству, а уже в XVII-XVIII веках здесь укоренился ислам. Однако небольшая часть народа - бацбийцы (10000 чел.), смогли сохранить Православие, которое исповедуют доныне.
Богатая христианская история есть и у народов Средней Азии.
На территории Туркменистана находился древний город Мерв, где первые христиане появились уже в III в., а в IV была учреждена Мервская митрополия, которая на многие века стала центром христианства в Азии. В VII-VIII вв. христианство распространяется по городам Южного Казахстана и Семиречья. В IX в. христианство принимает тюркский народ карлуки, в XI в. крестились кераиты, а столетием спустя - найманы, онгуты, гузы, чигили. Из г. Навакента христианское влияние распространилось на значительную часть Казахстана. Христианство было сильно здесь вплоть до XIII в., многие археологические находки свидетельствуют об этом - храм VIII в., найденный в Ак-Бешим, серебрянные кресты в захоронениях, блюдо IX в. с изображениями евангельских сцен, и, конечно, кайраки - надгробные камни с христианскими надписями и символикой. В XVIII в. послы от казахов подали официальное прошение российской Императрице Екатерине о крещении народа в Православие, но она оставила эту просьбу без внимания. До сих пор среди казахов есть такие, кто помнит, что его предки происходили из древних христианских родов.
На территории Узбекистана первые христиане появились уже во II в., позднее крупные центры христианства возникли в Хорезме и Самарканде. В Империи эфталитов, которая включала в V-VI веках территорию современного Узбекистана, христианство было государственной религией. Многие предки современных узбеков в то время были православными христианами. Существовали целые христианские города, например, Винкерд. На территории Узбекистана найдены руины храмов и монастырей, фрески, иконы на ткани (занданачи), сюжеты из Евангелия, изображенные на керамике, нательные кресты и огромное число кайраков. Древнейшие находки датируются IV в.
В V в. появилось ложное несторианское учение, искажавшее христианство. Несториане подчинили себе большинство христианских общин Центральной Азии. Но на территории Узбекистана была Хорезмийская община, которая не встала на колени перед ложным учением, и единственная из всего региона сохранила верность православному учению. Эта община входила в состав Антиохийского Патриархата, и имела прямые связи с православными государствами - Византией и древней Русью. Она просуществовала до конца XII века, когда хорезмийцы оказали упорное сопротивление монголам, за что, по приказу Чингисхана, население Хорезма было истреблено, а их столица Ургенч затоплена водами Амударьи. Несторианские общины в Самарканде и католические в Семиречье просуществовали чуть дольше. Еще в XVI в. здесь сохранялись местные христиане.
А на земле Азербайджана христианство появилось еще в апостольские времена. По преданию, первым проповедником здесь был апостол Варфоломей. В древности здесь находилось государство Кавказская Албания. В 313 году албанский народ во главе с Царём Урнайром принял крещение, и христианство стало государственной религией. В отличие от армян, отпавших в монофизитскую ересь, албаны сохраняли верность Православию. После арабского завоевания VIII в. началась насильственная исламизация местных жителей. Примечательно, что азербайджанским национальным героем является христианин Бабек, беспримерно противостоящий арабским захватчикам в течение двадцати лет. Именно исторической памятью народа о христианском прошлом объясняется тот парадокс, что у этого «мусульманского» народа национальным героем первой величины является личность, положившая всю жизнь на борьбу с теми, кто принес ислам в Азербайджан.
Известно, что Бабек вступил в переписку с православным византийским Императором Феофилом (829-842), объявив себя христианином и обещав обратить в христианство своих сторонников. Известно также, что его наставник Джанваншир был албаном-христианином. В наши дни из древнего албанского племенного союза осталась одна народность, которая сохранила верность христианству, - удины, проживающие на границе Азербайджана и Грузии.
Два кавказских народа - осетины и абхазы, прежде бывшие христианами, затем обращенные в ислам, в XIX в. по большей части снова стали христианскими. Как знать, не последуют ли по этому пути и другие народы?
В наши дни в Православие обращаются люди из всех мусульманских народов бывшей
Российской Империи, и многие даже стали священниками. Среди обратившихся есть даже имамы, например, настоятель мечети Кул Шариф. Этот процесс происходит и в других странах.
Можно упомянуть имама Мустафу, бывшего профессора Исламского Университета Аль-Азхар (Каир, Египет) - одного из крупнейших центров мусульманского высшего образования. Крестился и доктор Мухаммед Рахуми, бывший декан в Исламском Университете Аль-Азхар. В Индонезии обратился в христианство имам Хэмрен Эмбри, председатель Мусульманского конгресса Калимантана, в Судане - имам эль-Факи, в Эфиопии - имам Хаджи Хасман Мухаммед, в Афганистане - мулла Ассадуллах, в 2004 г. убитый за это талибами, в Нигерии - имам Салех Хуссейни, в Палестине - имам Джемаль Зарка, в Саудовской Аравии - имам Абдуллахи Ахмед. В интернете есть записи рассказов бывших имамов об их пути ко Христу.
Особенно стоит упомянуть тех мусульман, которые, обратившись в христианство, принесли столь великий духовный плод, что впоследствии были прославлены Церковью в лике святых.
6 января 786 г. принял мученическую кончину араб, уроженец Багдада, св. Або Тбилисский, который после принятия христианства, проповедовал в столице Тбилисского эмирата. 14 апреля 789 г. умер за Христа палестинский араб прп. Христофор Савваит, принявший монашество в лавре св. Саввы. В 805 г. был убит за проповедь среди мусульман араб-курайшит, уроженец Дамаска, св. Антоний-Равах. Около 820 г. принял крещение араб из Северной Африки, св. Варвар, солдат мусульманской армии, оказавшийся на территории Византии.
1 апреля 1229 года за обращение в Православие и проповедь христианства был убит купец-булгарин св. Авраамий. В 1552 г. пострадали от рук своих бывших единоверцев святые Петр и Стефан - крестившиеся казанские татары. В 1555 г. в Москве крестится татарин Турсас, известный как прп. Серапион Кожеозерский (+1611), основавший Кожеозерский Богоявленский монастырь на Севере России и воспитавший семь святых для Русской Церкви.
В 1579 г. становится мучеником св. Амир, турецкий офицер, ставший свидетелем необычайного чуда схождения
Благодатного Огня. 3 мая 1682 г. принимает мученический венец высокопоставленный турок св. Ахмед Калфа. В нач. XIX века обращается в Православие и принимают смерть за Христа турок св. Константин Агарянин (1819 г., 2/15 июня) и албанец, сын шейха, св. Иоанн (1814 г., 23 сентября / 6 октября).
Хотя для широкой публики мусульмане часто говорят о успешном распространении ислама, в своем кругу они с озабоченностью заявляют о значительных масштабах ухода людей из ислама. Например, шейх Ахмад ал-Катани, в интервью телеканалу «Аль-Джазира», заявил о 6 миллионах нигерийских мусульман, перешедших в христианство, а доктор Абдул Хасан признал, что «в США приблизительно сорок процентов молодежи отошли от ислама полностью».
Люди делают выбор в пользу Христа.
Некоторые полезные ссылки:
•
Христианская история Северного Кавказа.•
Христианская история Центральной Азии.•
Христианская история татар.•
Рассказы крестившихся мусульман.• Рассказы крестившихся имамов (english):
http://www.youtube.com/watch?v=4Eldxkk5ZZwhttp://www.youtube.com/watch?v=mun433SrvyIhttp://www.youtube.com/watch?v=lUtoF67lPCQhttp://www.youtube.com/watch?v=VDVOiaVXfjI•
Как стать христианином? (1) Алексеева Е. Очерки по истории черкесов в XIV-XV вв. // Труды Карачаево-Черкесского научно-исследовательского института. Черкесск, 1959. В. III. С. 43.