Крестьяне Пермской губернии подносят хлеб-соль А.В. Колчаку, 1919 год. Фото: ГАПК.
С 19 по 21 февраля 1919 года в Перми пребывал адмирал Александр Колчак, на тот момент Верховный правитель России. Это был первый из двух его визитов в Пермь, который можно назвать триумфальным. Губернская столица встретила адмирала хлебом-солью и криками «Ура!»
Пермские события являются одним из самых ярких примеров неудач соввласти и показателем реального народного отношения к большевикам. Несмотря на то, что советская «историография» фактически стёрла из общественной памяти всё, что противоречило большевицкой пропаганде, неизвестно ни одного случая, когда
красных иуд народ встречал бы хлебом-солью.
7 июня 1918 года большевицкие нелюди трусливо убили
архиепископа Пермского Андроника, а 27 августа 1918 года - ректора Пермской духовной семинарии
архимандрита Матфея. Большевицкие
зверства против духовенства в Пермской епархии носили безпрецедентный характер; священнослужителей
пострадало здесь больше, чем в какой-либо другой российской губернии. Подверглись издевательствам, пыткам, грабежам или беззаконно казнены многие честные жители Перми. В окрестностях города были найдены тела
графини Гендриковой и г-жи Шнейдер, которые сопровождали Царскую Семью в Екатеринбург. Беззащитные жертвы были доставлены в Пермь и убиты большевиками…
24 и 25 декабря части 1-го Средне-Сибирского армейского корпуса
генерала Анатолия Пепеляева освободили Пермь от большевиков. Именно с этого времени вплоть до лета 1919 года город находился под властью адмирала Колчака как Верховного правителя России. Уже 26 декабря вышел приказ о восстановлении работы земств и гордум, причём в составах по результатам выборов лета 1917 года, то есть большевики из них исключались. Пермская городская дума начала работу с января 1919 года.
Когда ситуация стабилизировалась, настала очередь посетить Пермь и самому Верховному правителю.
«Ко дню прибытия высокого гостя, собирателя земли Русской, город принял праздничный вид. Вокзалы железнодорожных станций были изящно декорированы. На зданиях правительственных и общественных учреждений и на многих домах частных владельцев реяли в воздухе национальные русские флаги. В городе как бы осязательно чувствовался неподдельный искренний подъём духа граждан, исполненных чувством живейшей радости и безграничной благодарности Верховному правителю, геройские полки которого под его Верховным водительством продолжают великое дело освобождения нашей возрождающейся Родины. Генерал-лейтенант Пепеляев лично проводил репетиции парада только что сформированных войск на Сенной площади (ныне Октябрьская площадь)», - накануне столь знаменательного события трубила местная пресса.
Адмирал Колчак прибыл на железнодорожный вокзал Пермь I в восемь часов утра. Это был не просто поезд, а, как писали современники, состав из нескольких салон-вагонов, оборудованных кухней, ванной, электричеством. В них размещались: ресторан, сопровождавшие Колчака лица, личная охрана из 18 человек, штаб, походная канцелярия, транспортировались представительские автомобили. Верховного правителя встречали местные городские и военные власти, духовенство, руководство учебных заведений. Вдоль перрона выстроили шеренгу почётного караула.
«Во время представления председатель Пермской губернской земской управы Дьяков приветствовал Верховного правителя от имени населения губернии поднесением хлеба-соли. От населения города приветствовал А.В. Колчака, также поднесением хлеба-соли, старейший гласный Пермской городской Думы, бывший городской голова Рябинин», - читаем хронику того времени.
Затем Колчак отправился на молебен в Кафедральный собор (ныне - Пермская государственная художественная галерея). На Соборной площади, собравшей неимоверное число горожан, высокому гостю преподнесли икону Николая Чудотворца - покровителя плавающих и путешествующих.
Молебен на Соборной площади после занятия г. Перми армией Колчака, 1919 г. Фото: ГАПК.
После этого адмирал отправился на Сенную площадь, где принял парад войск, штурмовавших более месяца назад Пермь. Несмотря на сильный мороз, все близлежащие улицы заполнили многочисленные толпы зевак.
После парада, ровно в полдень, адмирал направился в здание Благородного собрания (ныне - Культурный центр ГУ МВД на ул. Сибирской, 20), где его ждали представители уездов и земств.
Газета «Курганская свободная мысль» так описывала эту встречу: «Все единодушно отмечают его выдающуюся внешность: он среднего роста, крепкого сложения, с совершенно бритым лицом, напоминающим в нижней части Наполеона и выдающим человека глубокой серьёзности и сильной воли. Эти же самые черты характера, но с особенной силой, выражаются в глазах, взгляд которых невольно заставляет вспомнить взгляд орла».
Историк Михаил Ситников, ссылаясь на публикацию газеты «Сибирские стрелки», приводит слова Колчака: «Беспощадная борьба с большевиками, водворение в стране элементарного порядка - вот основные цели. Разрешение всех сложных вопросов выпадает на долю Национального или Учредительного Собрания, которому современное Правительство передаст всю власть. И много тех сложных задач, о которых здесь говорилось (земельный вопрос), будет решать власть, авторизированная Учредительным или Национальным Собранием…» Речь Верховного правителя перекрывали единодушные, долго не смолкавшие аплодисменты.
Следующим местом остановки Колчака в Перми стала губернская земская управа (ныне - главный корпус педуниверситета на ул. Сибирской, 24). Затем он посетил: Мариинскую женскую гимназию (ныне - главный корпус сельхозакадемии на ул. 25 Октября, 10); мужскую гимназию (ныне - один из корпусов медуниверситета на ул. Сибирской, 13). Поздно вечером высокий гость вернулся в здание Благородного собрания на торжественный банкет, на котором присутствовало всё верховное командование Сибирской армии, в том числе генералы Пепеляев и Гайда.
А.В. Колчак во время торжественного обеда в Перми, 1919 г. Фото: ГАПК.
Как писал Михаил Ситников, «банкет прошёл крайне оживлённо, на нём царили простота и непринуждённость. Всё время играл оркестр... Первый тост провозгласил первое лицо края Постников, который поднял свой бокал за здоровье Верховного правителя, самоотверженно взявшего на себя тяжёлый крест спасения Родины».
Почти весь день 20 февраля Колчак находился на станции Шабуничи, где обсуждал военные дела и вручал награды солдатам. В Пермь он вернулся вечером, где посетил раненых в госпитале Красного Креста (ныне - корпус ГКБ №2 на ул. Плеханова, 36). На следующий день Александр Колчак побывал на «Мотовилихинских заводах» и посетил Александровскую больницу (ныне - краевая больница на ул. Пушкина) и повторно прибыл в Мариинскую женскую гимназию.
Михаил Ситников пишет: «Это вторичное посещение вызвано было просьбой гимназисток, не имевших возможности видеть его 19 февраля, о вторичном посещении гимназии, каковая просьба, переданная Верховному правителю начальницей гимназии Пашихиной, была им исполнена к общей радости гимназисток… Колчак отбыл из гимназии, сопровождаемый долго не смолкающими «Ура!» учащихся и всех присутствующих. От всего пребывания Верховного правителя в гимназии веяло теплотою, сердечностью; все присутствующие находились в повышенном, даже восторженном, настроении и чувствовали, что посещение превратилось в праздник».
Час спустя после посещения адъютант Верховного правителя доставил в гимназию на память его портрет, снабжённый автографом: «Адмирал Колчак. 21/II 1919 г.».
Факты говорят о том, что такого приёма, какой пермяки оказали Колчаку, удостаивался здесь далеко не каждый исторический деятель. Впоследствии большевики «наказали» Пермь за то, что колчаковскую армию, как и самого Верховного правителя, здесь встречали с распростёртыми объятиями.
В 1923 году город потерял статус центра губернии, которую большевики затем и вовсе упразднили. Территорию включили в состав Уральской области с центром в Екатеринбурге (впоследствии названными именем цареубийцы
Свердлова). Помимо чисто прагматических целей эта реформа носила идеологический смысл.
©