«Мы заплатили немецким империалистам золотом, по условиям Брестского мира»
В.И. Ульянов (Ленин), 1919 г. Таврический дворец.
Click to view
О Брестском мире, в народе именуемом «похабным», знают практически все. Менее известно об «экономическом Бресте». Так неофициально называлось большевицко-германское соглашение, подписанное в августе 1918-го уже в
(
Read more... )
Через несколько недель после отъезда большевиков комитет, учрежденный эмигрантами, узнал от Роберта Гримма, депутата от Швейцарской социалистической партии и секретаря Циммервальдской комиссии, который уезжал, чтобы организовать наше возвращение на родину, что план, предложенный Мартовым, не продвигается. Временное правительство в России было готово предоставить необходимые средства для возвращения русских, проживающих в Швейцарии, если мы сможем получить разрешение от правительства Германии пересечь немецкую территорию между Швейцарией и Швецией. К этому времени в Цюрихе было уже более двухсот эмигрантов, ожидавших отъезда в Россию. Некоторые из них приехали сюда из Франции и Англии. Наше стремление вернуться на родину усиливалось нашим желанием мира. Именно Мартов сформулировал в замечательном лозунге ту правду, которую мы все знали: «Если революции не удастся положить конец войне, война убьет революцию».
Наконец, при посредничестве швейцарских социалистов обо всем было договорено. Поезда, на которых мы должны были пересечь территорию Германии и попасть в Швецию, не были опечатаны, как утверждает глупая молва, но нам не было разрешено покидать поезд на территории Германии, и с нас взяли слово не делать попыток заговаривать с немецкими гражданами, когда он останавливался по пути на станциях.
Reply
Поезда и не были опечатаны, в отличие от спецвагона с большевиками во главе с Ульяновым (Лениным), который к тому же находился под постоянной охраной офицеров германского генштаба.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment