Объединённая двигателестроительная корпорация (ОДК) приступила к лётным испытаниям новейшего и полностью отечественного турбовентиляторного двигателя ПД-14, разработанного специально для перспективного узкофюзеляжного самолёта МС-21. Это произошло впервые со времён распада СССР.
ПД-14 является сегодня одним из ключевых проектов российского авиастроения. Это двигатель нового поколения, основанный полностью на российских технологиях. Совершено уже три испытательных полёта на летающей лаборатории в ЛИИ им. Громова Ил-76ЛЛ (верхнее фото). На МС-21 двигатели ПД-14 будут серийно ставиться с 2018 года.
Разработкой двигателя занималось не одно КБ, как это было всегда, а кооперация предприятий, которые входят в ОДК: Пермский моторный завод, «Авиадвигатель», пермский «СТАР», Уфимское моторостроительное производственное объединение, рыбинское «НПО «Сатурн», московский «НПЦ газотурбостроения «Салют», «Металлист-Самара» и другие.
Техническая особенность ПД-14 - применение унифицированного компактного газогенератора, позволяющего создать целое семейство авиационных двигателей и промышленных газотурбинных установок (ГТУ). Двигатель вместе с МС-21 должен сделать Россию прямым конкурентом двум крупнейшим мировым авиастроительным гигантам - американскому Boeing и европейскому Airbus, которые уже давно поделили рынок больших самолетов между собой и никого на него больше не пускали. ПД-14 должен будет обеспечить превосходство МС-21 над самолетами А320 и Boeing-737 за счет параметров двигателя и обеспечить примерный паритет с теми двигателями, которые будут установлены на модернизированных самолетах А320Neo и Boeing-737Max.
ОДК по техническим характеристикам создаёт конкурента двигателю PW1400G, который производит американская компания Pratt & Whitney, а также двигателю LEAP-1A от франко-американской CFM International (СП Snecma и General Electric).
Он должен будет иметь такой уровень шума на местности и уровень эмиссии в атмосферу вредных веществ, чтобы впоследствии не надо было бы проводить серьёзную модернизацию под меняющиеся со временем требования ИКАО (Международной организации гражданской авиации) по этим параметрам. По плану предстоит выйти на запас на 10-15 дБ по шуму и на 30-45% по эмиссии вредных веществ от сегодняшних требований ИКАО.
«Авиадвигатель» впервые в России проектирует двигатель на директивно заданную производственную материалоёмкость и трудоемкость. ПД-14 создается в рамках программы разработки семейства авиадвигателей тягой от 12,5 до 18 т для применения в различных типах пассажирских и транспортных самолётов. Таким образом, современный полностью отечественный двигатель в перспективе должен получить не только МС-21 (детище «Иркута»), но и тот же SSJ-100, и даже российские вертолёты.
Значение этого двигателя трудно переоценить. Надо понимать, что российский продукт выйдет на крайне конкурентный рынок. Однако перспективы для российского МС-21 с двигателем ПД-14 огромны и без этого. Во-первых, внутренний рынок, где российские авиакомпании могут отказаться от новых или подержанных А320 и Boeing-737 в пользу отечественных МС-21. А модификация двигателя вполне может быть установлена на SSJ-100. Кроме того, ПД-14 может заинтересовать Китай, который создает собственный лайнер C919.