Click to view
Потенциал использования лазера в военных разработках невозможно переоценить. Это оружие будущего, причем, ближайшего. Поэтому принятие на вооружение подобных комплексов должно быть приоритетным.
«Терра-3».
Использование высокомощных лазеров занимало умы советских военных с 1960-ых годов. Поэтому неудивительно, что над этой задачей бились лучшие ученые СССР. В 1964 году за создание мощнейшего лазера под названием
«Терра-3» берется Нобелевский лауреат по физике Николай Басов. К началу 70-х годов устройство из лабораторий переезжает на полигон недалеко от озера Балхаш и успешно проходит практически все испытания. Например, в присутствии министра обороны СССР маршала Гречко, «Терра-3» попадает с внушительной дистанции в пятикопеечную монету.
Первый советский боевой лазер «Терра-3» - наземный. На полигоне ПВО близ озера Балхаш поставили установку размером с Большой театр.
10 октября 1983 года лазер в режиме минимальной мощности опробовали на летящем над полигоном на высоте 365 км американском шаттле «Челленджер». На корабле отключилась связь, засбоила аппаратура, нехорошо стало астронавтам. При этом небо над полигоном было закрыто облаками.
Думалось, проект ждет блестящее будущее, но оказалось, что реализовать весь потенциал устройства нынешними генераторами мощности не представляется возможным. Да, «Терра-3» была способна сбивать небольшие спутники, но не могла уничтожить баллистическую ракету.
В середине 1990-х годов проект столкнулся с новыми проблемами, на этот раз финансовыми. Спустя несколько лет деятельность перспективной разработки свернули, технологии засекретили и оставили в России, а все имущество было передано Казахстану, на чьей территории и проводились работы.
«Омега».
Практически одновременно с началом работ над «Терра-3» стартовал смежный проект «Омега», который курировал Михаил Прохоров, также Нобелевский лауреат по физике, коллега Басова.
К 1973 году гигантское устройство было собрано. На тот момент оно был абсолютно уникальным и передовым: специальный лазерный локатор, огромная линза с неодимовым покрытием. Установка была способна в полуавтоматическом режиме найти цель в воздухе, оценить и идентифицировать ее, но на самое главное - поражение цели - у нее, как и у ее коллеги «Терры-3», не хватало силы. Практически сразу лазер заменили на быстропроточный углекислотный, который имел куда большую мощность и это дало результат.
На всех последующих испытаниях «Омега» без труда поражала имитации ракет и самолетов противника, однако при всех очевидных плюсах не имела видимого превосходства над традиционными проверенными зенитными ракетными комплексами, тем более стоимость каждой подобной «Омеге» мобильной установки была несоизмеримо выше, чем ЗРК. Финансирование проекта сократили, затем вовсе закрыли, но использованные наработки принесли неоценимую пользу дальнейшим проектам лазерного оружия.
МСУ и «Скиф-ДМ».
Независимо от проектов стационарных и несъемных лазерных установок шла программа автономных комплексов, получивших название «Мощные силовые установки". Одним из таких лазеров был оборудован специальный опытный корабль «Диксон», который по всем документам проходил обычным лесовозом внушительных размеров. Все работы по перестройке корабля и монтажу лазера были поручены конструкторскому бюро «Невское», сам проект получил имя Тема «Айдар».
Оказалось, что переделать корабль под нужды военных не такая уж простая задача. Лазеру требовалась колоссальная мощность в 50 мегаватт, которую силовые установки танкера дать ему не могли. Судовые дизели для зарядки пушки усилили тремя реактивными двигателями от Ту-154. Водород, который неминуемо бы появлялся из-за работы установки, также не входил в планы разработчиков, для решения этой проблемы все судно буквально "прошили" вентиляцией. Для корректировки медного отражателя лазерного луча был построен современнейший компьютер, который автоматически корректировал наведение на цель. Результаты «обстрела» самолетов и береговых целей были впечатляющи, комплекс планировали поставить на авианесущих крейсерах типа «Киев». Весь проект обошелся казне в несколько сотен миллионов рублей!
Летом 1980 года лазер произвел свой первый выстрел по условной мишени. Он оказался точным, но слишком слабым - всего 5 процентов от заявленной мощности. Долго ломать голову над этим не пришлось: оказалось, что мощность была потеряна из-за испарений влаги с поверхности моря.
За несколько лет до этого в Министерстве обороны СССР озадачились разработкой проекта космического корабля, способного сбивать своим лазером вражеские ракеты и спутники. Технологий, позволяющих в то время осуществить задуманное, еще не было. Теперь же, когда практическая полезность лазерной пушки была очевидна, военные снова поставили задачу вывести в космос мощнейший лазер. Для его создания и были взяты наработки устройства на корабле «Диксон».
На 15 мая 1987 года был запланирован запуск ракеты «Энергия» с пристыкованным сбоку 80-тонным лазером
«Скиф-ДМ».
За три дня до старта последний президент СССР Горбачев заявил: «Мы категорически против переноса гонки вооружений в космос и всем покажем в этом пример». В итоге, выведенный на орбиту «Скиф-ДМ» был сожжен в плотных слоях атмосферы, программа закрыта.
В 1995 году минобороны США купило у Украины на металлолом часть кораблей, которые достались украинцам после раздела Черноморского флота. Американцы настаивали на продаже в первую очередь «Диксона», разобрали его у себя - и обнаружили силовые генераторы, мощнейшие холодильники, механизмы наведения. Информацию засекретили.
А-60.
К счастью, программу окончательно не закрыли. Ее просто перенесли с космического аппарата на самолет. А-60 - это венец развития лазерной программы и первая советская, а потом и российская, летающая лаборатория, созданная на базе военно-транспортного самолета Ил-76МД. Лазерная установка Скиф-Д, которой обладает эта летающая лаборатория, является облегченной и доработанной версией так и не выведенного на орбиту «Скиф-ДМ».
Естественно, конструкцию Ил-76МД пришлось сильно изменить под нужды программы. Спереди на него установлен лазер наведения, на крыше самолета есть специальный "нарост" с раздвижными створками, внутри самолета находится основной лазер. Сделано это для того, чтобы судно не теряло своей аэродинамики.
Кризис начала девяностых годов вынудил использовать уникальную лабораторию как обычный грузовой самолет. Но с 2005 года судно опять проходит испытания, теперь уже в рамках новой засекреченной программы «Сокол-Эшелон». В 2009 году лазерный луч, выпущенный с А-60, успешно поразил условную цель, летевшую в 1500 километрах над землей. Кроме космических объектов, летающая лазерная лаборатория способна поражать низколетящие воздушные цели, например, самолеты и баллистические ракеты условного противника.
Возобновление полетов А-60 неслучайно, лазерное оружие представляется наиболее перспективным вектором развития средств ПРО. Десяток подобных летающих лабораторий в перспективе будет важным фактором в сдерживании ракетного вооружения и разведывательных спутников возможного противника.