Читаю/слушаю Горького "Жизнь Клима Самгина". Поражает тяжеловесный, казённый язык. Казённые разговоры, как в совке на комсомольском собрании. Чехов в своих рассказах и Горький в Климе Самгине описывают одно время. А такое чувство, что про совершенно разные России.
Из того же дневника К.И. Чуковского, хорошо знавшего Горького: «Во время беседы с Горьким я заметил его особенность: он отлично помнит сотни имен, отчеств, фамилий, названий городов, заглавий книг. Думаю, что вся его огромная и поражающая эрудиция сводится именно к этому - к номенклатуре. Он верит в названия, в собственные имена, в заглавия, в реестр и каталог. Способность логически рассуждать у него мизерна, способность к научным обобщениям меньше, чем у всякого 14-летнего мальчика. Горький - малодаровит, внутренне тускл, он есть та шапка, которая нынче по Сеньке. Прежней культурной среды уже нет - она погибла, и нужно столетие, чтобы создать ее. Сколько-нибудь сложного не понимают...» Вообще, очень интересные дневниковые записи, Чуковский пишет изнутри банки с пауками ;-)
Я его даже читать не могу. Тоска. Также, как толстого, у которого в каждой сказке для детей обязательно какое-нить убийство кошек или собак, и к нему плоское и пошлое нравоучение. Типичные "плоды просвещения".
Я хочу понять то время. Как, каким образом произошло помешательство революцией. С какого момента, "возлюби ближнего своего" и "прости врага своего", заменилось на "убей всех, кто мешает прийти тебе к счастью". В Климе Самгине, Горький уже не упоротый до мозга костей. Наверное сказывается осознание последствий революции, приведшей к обвалу всего и вся. Но Горький не может сделать Клима явным противником революции, и Клим получается как бы сочувствующим, но не могущим найти своё место в жизни. Горькому хочется сказать, что-то хорошее о России "С непонятной улыбкой в широко открытых глазах она говорила: - Я ведь никогда не чувствовала, что есть Россия, кроме Москвы. Конечно, учила географию, но - что же география? Каталог вещей, не нужных мне. А теперь вот вижу, что существует огромная Россия и ты прав: плохое в ней преувеличивают нарочно, из соображений политических. Самгин не помнил, говорил ли он это, но ласково улыбнулся ей. - Даже художники - Левитан, Нестеров - пишут ее не такой яркой и цветистой, как она есть"Праздник пасхи
( ... )
Цитата: "Я хочу понять то время. Как, каким образом произошло помешательство революцией. С какого момента, "возлюби ближнего своего" и "прости врага своего", заменилось на "убей всех, кто мешает прийти тебе к счастью".
"...Очень похоже на Хлебникова? Но ведь все революции, все их «лозунги» однообразны до пошлости: один из главных - режь попов, режь господ! Так писал, например, еще Рылеев
( ... )
"..Я был в Петербурге в последний раз, - в последний раз в жизни! - в начале апреля 17-го года, в дни приезда Ленина. Я был тогда, между прочим, на открытии выставки финских картин. Там собрался «весь Петербург» во главе с нашими тогдашними министрами Временного Правительства, знаменитыми думскими депутатами и говорились финнам истерически-подобострастные речи. А затем я присутствовал на банкете в честь финнов. И, Бог мой, до чего ладно и многозначительно связалось все то, что я видел в Петербурге, с тем гомерическим безооразием, в которое вылился банкет! Собрались на него все те же, весь «цвет русской интеллигенции», то есть знаменитые художники, артисты, писатели, общественные деятели, министры, депутаты и один высокий иностранный представитель, именно посол Франции. Но надо всеми преобладал Маяковский. Я сидел за ужином с Горьким и финским художником Галленом. И начал Маяковский с того, что вдруг подошел к нам, вдвинул стул между нами и стал есть с наших тарелок и пить из наших бокалов; Галлен глядел на него во все глаза - так, как
( ... )
"...В конце этого года шли собрания на этой квартире Кропоткина «для обсуждения вопроса о создании Лиги Федералистов». Конец этого года - что уже было тогда в России? А вот русские интеллигенты собирались и создавали какую-то «Лигу» в том кровавом, сумасшедшем доме, в который уже превратилась тогда вся Россия
( ... )
Причина у них у всех одна - безбожие и гордыня. Такие простые и обыденные слова, кажется, но когда начинаешь смотреть в корень, то от этого разворачиваются такие адские следствия, где раскрывается абсолютно безнадежная пропасть и пустота.
Не зря же Горький Прометея восхвалял в своем гордом соколе. Если Бога нет то все позволено. И совести тоже нет, потому что он не слышат Гласа Божьего.
А в целом, изучая Серебряный век, я пришла к выводу, что безбожие и гордыня привели народ к тому, что все, без исключения, стремились к власти. Во власти весь секрет. От советов рабочих и крестьян с проститутками до аристократической, а прежде всего - олигархической верхушки, которая поставляла своих пешек в госдуму и временное правительство, все требовали прав и свобод, при этом были уверены, что они знают лучше всех, как обустроить Россию
( ... )
Чехов в своих рассказах и Горький в Климе Самгине описывают одно время. А такое чувство, что про совершенно разные России.
Reply
Reply
Reply
Я его даже читать не могу. Тоска. Также, как толстого, у которого в каждой сказке для детей обязательно какое-нить убийство кошек или собак, и к нему плоское и пошлое нравоучение. Типичные "плоды просвещения".
Reply
В Климе Самгине, Горький уже не упоротый до мозга костей. Наверное сказывается осознание последствий революции, приведшей к обвалу всего и вся. Но Горький не может сделать Клима явным противником революции, и Клим получается как бы сочувствующим, но не могущим найти своё место в жизни.
Горькому хочется сказать, что-то хорошее о России
"С непонятной улыбкой в широко открытых глазах она говорила:
- Я ведь никогда не чувствовала, что есть Россия, кроме Москвы. Конечно, учила географию, но - что же география? Каталог вещей, не нужных мне. А теперь вот вижу, что существует огромная Россия и ты прав: плохое в ней преувеличивают нарочно, из соображений политических.
Самгин не помнил, говорил ли он это, но ласково улыбнулся ей.
- Даже художники - Левитан, Нестеров - пишут ее не такой яркой и цветистой, как она есть"Праздник пасхи ( ... )
Reply
( ... )
Reply
( ... )
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Не зря же Горький Прометея восхвалял в своем гордом соколе. Если Бога нет то все позволено. И совести тоже нет, потому что он не слышат Гласа Божьего.
А в целом, изучая Серебряный век, я пришла к выводу, что безбожие и гордыня привели народ к тому, что все, без исключения, стремились к власти. Во власти весь секрет. От советов рабочих и крестьян с проститутками до аристократической, а прежде всего - олигархической верхушки, которая поставляла своих пешек в госдуму и временное правительство, все требовали прав и свобод, при этом были уверены, что они знают лучше всех, как обустроить Россию ( ... )
Reply
Reply
Reply
Leave a comment