Разжился дополнением к Crusader Kings 2 - называется Old Gods, то бишь "Старые боги" - это девятый век.
Начал за владетеля крошечного ирландского королевства Тара. Сразу, с 867 года братик-вассал заявил права на всё королевство и начал плести интриги. Будто мало, что уже граф. Нужно было лишить его powerbase, поэтому я попытался отобрать у братика титул. Мирно расстаться с властью он не пожелал, да еще натравил на меня других пару других родственников независимых князьков.
Ладно, ты так, а мы так. Деньги были, нанял полторы тысячи испанских наемников. Сначала война шла хорошо, но осада замков затянулась. Кошелек истощился, поэтому форсировал штурм. В итоге почти все наемники полегли на крепостных стенах. Пошёл на мировую, брат удовлетворился статус-кво. Но я же вижу, затаил злобу. Пришлось отправить торпеду, благо жена попалась талантливая к этим делам. К власти пришел племяш-гадёныш. Затем почти сразу я умер, и уже в 20 лет гадёныш объявил войну старшему сыну-наследнику (новому мне), вновь заручившись поддержкой окрестных князьков.
В этот раз денег было больше, да и людей нанял подешевле, и после полутора лет войны удалось засадить племяша в тюрьму, а титул отобрать. В сумме усмирение амбиций родственничков заняло 33 года, вплоть до начала десятого века и где-то 3 часа реального игрового времени.
Вот они, мои клочки Ирландии
ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ ЛЕТ СПУСТЯ ИЛИ 925 ГОД
Спустя 25 лет владения разрослись, по одной и той же схеме - отправляю своего канцлера в архивы приглянувшейся провинции. Через год-другой он магическим образом находит нужную бумагу, подтверждающую мои давние права на очередной кусочек земли. Затем две-три дюжины золотых на взятки, и очередной повод к войне готов!
Сформировал пару новых герцогств. Одно из них по территории совпадает с графством Connacht, собственно, мне казалось, это одно и то же. Сынишка-наследник тут же его возжелал. Ну думаю, какие проблемы, выдал ему этот Коннахт. Выяснилось, однако, что petty king (я) это и есть по-ирландски герцог. Детёныш стал, соответственно, petty king of Connacht, и как бы мы с ним теперь наравне. С учётом того, что у него уже было два других графства, я полностью потерял контроль за доброй половиной территории. "Батя, спасибо, дальше я сам". И идиот тут же развязал войну с напрочь отмороженными язычниками-северянами. Пришлось взять сейв. Тут я герцогства больше не раздавал, а подкопил деньжат, и создал "Королевство Ирландия", а сам стал уже настоящим королем, не petty. Сразу отпала необходимость шуршать бумажками для объявления войны. Как король Ирландии я теперь имею неоспоримые юридические права на весь остров, и безо всяких проблем от папы и поданных могу разбивать черепа любому количеству несогласных с этим. Сейчас дело пойдет.
ОДИН ВОЖДЬ, ОДНА СТРАНА
К 956 году удалось объединить Ирландию под властью поистине великого и молодого короля. Все его любили, даже жена, исправно платили налоги, никто не бунтовал.
Внезапно, в 29 лет, король заболел и умер, его двухлетний сынишка столкнулся с серьезными трудностями. По феодальным понятиям непосредственно "под рукой" можно держать лишь ограниченное число владений, на это сильно влияют, в том числе, и способности правителя. Понятно, у ребенка они невелики. Пришлось раздать часть владений дядям и кузенам.
В это время на континенте распалась гигантская Империя Франков, занимавшая две трети Европы. На великобританском острове тоже клочковатая ситуация.
ПАПА БУДЕТ ДОВОЛЕН
До середины 1030-х удалось лишь оттяпать пару княжеств в середине Великобритании, но затем я удачно вписался в очередной Крестовый поход. Святые угодники были на моей стороне:
Все родственники и советники, вплоть до самых убогих двоюродных племянников получили герцогства и графства. Под конец часть греческих земель вообще пришлось раздать каким-то областным ирландским бродягам.
В целом, игра неплохая, но, если это, как пишут, "топовая современная стратегия", то жанр переживает не лучшие времена. Большинство решений либо болезненно глупые ноу-брейнеры, либо непонятно о чём. Если же разберешься, то решение, как правило, тут же переходит в категорию до идиотизма очевидного. Чтобы втянуться, надо потратить часов 20, причем весьма напористо -- читать вики, форумы, смотреть летсплеи на ютубе. Собственно, сначала мне казалось, что игрок вообще мало на что может повлиять, песочница живёт какой-то своей жизнью. Уже думал бросить. Но летсплейщик Arumba пролил свет на некоторые концепции, и, действительно, появилась некая довольно увлекательная стратегическая глубина. Однако, кто будет так копать?