Как прогноз для текущего 2017го года стоит рассмотреть несколько планов нарушения сложившегося пост-минского равновесия на территории Донбасса.
План 1 (по мотивам Стрелковского
фентезийного).
- Используя зафиксированные постоянные нарушения перемирия, украинскому правительству ставится категорический ультиматум - они прекращают обстрелы и отводят войска, либо российское правительство оставляет за собой право предпринять ответные меры.
- Обстрелы само собой не прекращаются. Россия признает украинское правительство нелегитимным, вместо этого признается правительство в изгнании, которое придает статус автономной республики объединенной Новороссии, с которой Россия заключает договор о военной помощи.
- Одновременно с этим проводится спецоперация, чтобы усилить панику среди украинских чиновников и договориться с частью из них о переходе в новое правительство.
- Осуществляется операция по вводу российских войск на границу ЛДНР и затем по всей современной границе с Украиной наносится удар всеми имеющимися оперативными средствами чтобы уничтожить украинскую армию и заставить сложить полномочия украинское правительство.
- В Киеве создается союзное с Россией правительство.
Данный план имеет следующие недостатки:
- К сожалению, Президент России в 2014м году перед парламентом обещал защищать население Донбасса, но по факту не стал этого делать даже не смотря на то, что погибло несколько россиян на территории Ростовской области. Поэтому в ультиматумы российского правительства больше никто и никогда не поверит. Все будут ждать реальных действий.
- Выдвигать в качестве casus belli бомбардировки территории Донбасса как то странно, так как они ведутся ежедневно в течение двух лет, почему именно в этот условный день вдруг лопнуло терпение у РФ? Кроме того, ЛДНР вынужденно отвечает и тоже каждый день, что точно так же может быть выдвинуто как casus belli Украиной и на это Запад закроет глаза, в отличие от действий России.
- В целом, в случаях предыдущих военных конфликтов на пост-советской территории действия правительства России были своевременными и четкими именно в том случае если никаких ультиматумов не выдвигается.
- После тех катаклизмов которые происходили на Украине в последние годы, сомнительно чтобы там где то началась паника. Все уровни, когда она могла начаться, уже давно пробиты. Дальше они будут пробивать уровни, в том числе и угрозу вторжения РФ, без паники. С другой стороны возрастет давление на Россию со стороны международных партнеров, и паника уже может начаться в Москве.
- Украинские чиновники и правительство в изгнании в том числе совершенно не стоят того чтобы тратить на них ресурсы спецслужб, которые только начинают восстанавливаться после 90-00-х. Эти люди много раз предавали Россию и снова предадут, как только получат свободу действий и им это станет выгодно.
- Новая объединенная республика Новороссия, Правительство в изгнании - несуществующие структуры, которые еще надо как то создавать, и быстрым это не будет. Легитимность данных образований в любом случае будет не больше чем у существующих по факту ЛНР и ДНР.
- При том что, судя по этому плану, нападение никак не получается неожиданным, просто так быстрый разгром в нынешних условиях когда украинская армия худо бедно укрепилась - описанного блицкрига в 10-14 дней ждать не стоит. Даже если Россия ударит всем арсеналом самого современного оружия, Украина накопила сотни тысяч более или менее вооруженных и обученных бойцов, и если они все не побегут от испуга - на что надежды практически нет - война может разразиться очень жаркой.
Хотелось бы еще раз подчеркнуть - правительство в изгнании совершенно не нужно.
- Эти люди будут стараться урвать кусок для себя и подмять людей, которые с такими потерями воюют сейчас на Донбассе.
- Легитимность этого правительства всё равно не будет никем признана.
- Крым мы присоединили и без всяких правительств в изгнании.
- Нынешнее украинское правительство признается Россией по крайней мере в рамках минских соглашений, признание какого-то другого будет выглядеть мягко говоря несвоевременным, а во-вторых аннулирует все соглашения с нынешним.
- Сами украинцы уже больше никогда не признают этих людей хоть сколько либо легитимными, ну разве что только если Янукович вернет доллар по 8 гривен :-)
- В общем то единственный плюс у этих людей только лишь в том что они незаконно отстранены от власти, идея в том что эта незаконность официально признается, но пытаться ценой чужих жизней возвращать этих людей обратно к власти ради какой-то сомнительной правопреемственности смысла никакого нет.
План 2.
Если строить такие планы, что мешает поступить “по-вежливому”:
- Признать правительства ЛДНР в том виде, в каком они сейчас существуют.
- Заключить с ними соглашение о миротворческих силах на их территории, для защиты от бомбежек.
- Ввести войска РФ до границы ЛДНР с Украиной.
- ... Далее по тексту.
В итоге всё тоже самое, зато можно провести в кратчайшие сроки, как раз в стиле нашего Президента (когда ему приспичит).
В то же время многократно возрастает опасность похожего плана но уже с украинской стороны.
- Небольшими ударными группами диверсионные группы отхватывают часть серой зоны, постепенно переходя на территорию ЛДНР.
- В случае вынужденных ответных действий они фиксируются как нарушение минских соглашений, что используется как повод для полномасштабной агрессии.
- Пользуясь тем что основные ударные резервы ЛДНР законсервированы и отведены, отжимается как можно большая территория, до тех пор, пока сопротивление не нарастет выше пределов допустимых потерь.
- В новых минских соглашениях фиксируется новая граница по факту, и процесс повторяется до полного уничтожения ЛДНР.
Причины возрастания угрозы следующие:
- За прошедшие два года Украина накопила значительные ресурсы для ограниченной войны на Донбассе, были проведены учения, собраны корпуса иностранных советников и наемников,
- Пик поставок вооружений и средств на войну стоит ожидать именно в данное время, так как потом неизвестно как с этим потоком распорядится новый Президент США.
- При любом исходе военных действий виноватой будет РФ, и чем раньше они начнутся, тем сложнее новому Президенту США будет преодолевать антироссийские барьеры во властных структурах США.
- новые кандидатуры глав силовых постов совершенно не горят желанием мириться с нами. По тем новостям что сейчас идут, республиканская партия вполне может поставить Трампу условие - для проведения через парламенты задуманных им реформ внутри США - сохранить политическое и санкционное давление на Россию. Трамп может пойти на такую сделку и никаких компромиссов и примирений не случится.
- Как отмечает Полковник Кассад, тактика отжатия территории по кусочку пока не привела к потере ключевых точек, но не стоит забывать, что за два года перемирия Новороссия потеряла Широкино и Троицкое.
- Полит-экономическая ситуация сейчас такова, что военные успехи на Донбассе едва ли не единственная положительная новость для правительства Украины, какой можно заполнить новостную ленту в стране.
- В дальнейшем, через год-два, может начать сказываться недостаток боевой техники и особенно боеприпасов. Судя по новостям, пока с техникой более или менее всё в порядке.
Контр-планом может послужить следующая идея:
План 3.
- Командование ЛДНР секретно от России прорабатывает стратегию заманивания украинских войск в ловушку - на территории ЛДНР выделяется и подготавливается территория (минируется, пристреливается).
- Диверсионные группы украинцев в ходе прощупывания слабин в обороне ЛДНР проникают на эту территорию и пытаются закрепиться там.
- ЛДНР наносит контрудар, и продолжает боевые операции, проламывая оборону украинских войск в данном месте и захватывая новые территории.
- Предпринимаются все возможные меры откладывающие заключение новых минских соглашений, по крайней мере пока территория ЛДНР не будет значительно увеличена.
В общем-то единственные причины, что мешают войне перерасти в активную фазу сейчас это
- Сохраняющееся давление на соблюдение минских соглашений со стороны Европы
- Нежелание местных военных терять устоявшиеся бизнес-цепочки, как по экспорту из ЛДНР, так и по распределению поступающих бюджетных средств.
- Некоторая боязнь значительных потерь в людях, из-за чего опять таки какие то местные военные главари могут понести издержки либо вовсе лишиться поста. Ну и сами солдаты в целом по видимому под пули уже так сильно лезть не горят желанием.
- Может быть сказывается недостаток боевой техники. Советские запасы не беспредельны, а иностранные качеством не отличаются и ремонтировать их нечем.
- В целом явно видно желание самоустраниться от принятия решений, изменяющих обстановку, как со стороны России, так и со стороны Украины - ставки для тех, кто такое решение примет могут стать очень велики.
Первая причина может отпасть если ЕС будет наращивать давление на Украину путем заморозки соглашений и денежных вливаний до состояния невыполнимости и апатии к новым условиям со стороны ЕС и Украинскому правительству понравится мысль о возобновлении войны как рычаге давления на Европу. Вторая - если будут предприняты масштабные расследования коррупции среди офицеров АТО. Третья - ротацией личного состава. Как видно, причины не очень надежные.
Другое дело - нежелание нарушать сложившееся инерционное равновесие играет пока решающую роль. При прочих равных условиях будет сохраняться перемирие, более выгодное на данный момент всем персоналиям и руководителям конфликта - как в России и ЛДНР, так и на Украине, западной Европе и США.
О выгодах перемирия надо отдельный пост писать. В целом, ЛДНР в товарном плане начинают на Украине просто заменять Россию, и я не удивлюсь если российские товары после переклейки этикеток будут поступать на прилавки Украины как ЛДНРские. Так что планов рисовать можно бесконечно много но чисто механически будет сохраняться перемирие. Остаются факторы неопределенности, привязанные к конкретным личностям:
- Политика Трампа.
- Что будет если миссию ОБСЕ случайно или нарочно убьют.
- Изменения политики Франции и Германии после выборов.
- Есть ощущение что убийства политиков будут продолжаться. Кого убьют?
- Хватит ли сил у каких либо горячих голов привести в действие тот или иной план изменяющий обстановку.