На следующий день (после изучения окрестностей БТТИ) погода не улучшилась. Над Толбачинским долом висел густой туман, а серое небо обещало малоприятный дождь. Тем не менее, мы решили попробовать взойти на вулкан в надежде, что на вершине погода будет получше.
От базы Ленинградская до подножия вулкана Плоский Толбачик примено 8 километров. В наши дни редко кто проходит это расстояние пешком. Обычно группы забрасываются грузовиками прямо к началу пешеходной тропы, откуда и начинается подъём.
Тем не менее, пройти это расстояние пешком тоже вполне возможно. В хорошую погоду заблудиться практически нереально. Хорошо накатанная автомобильная дорога ведёт в сторону левого склона Красной сопки. Достаточно просто идти в том направлении и промахнуться мимо пешеходной тропы будет сложно. В нашем же случае погода была плохая, но это никак не сказалось на ориентировании. Мы уверенно брели прямо по следам многочисленных машин, слабо представляя, сколько же в итоге предстоит пройти.
Дорога в тумане
По бокам от дороги можно было любоваться причудливыми очертаниями лавовых бомб. В тумане всё это казалось крайне таинственным и живописным.
По дороге на Толбачик
Примерно через полтора часа мы внезапно столкнулись с тем ЗИЛом, который накануне великодушно катал нас вокруг шлаковых конусов долины. Оказывается знакомая нам уже группа тоже не осталась в лагере, а пошла на подъём несмотря на погоду.
Само восхождение было поначалу довольно унылым. Туман не давал насладиться окружающими красотами, а камни, так понравившиеся мне внизу, стали попадаться реже.
Примерно через 2 часа облачность стала заметно редеть. Удалось даже впервые увидеть очертания Острого Толбачика на фоне одного из молодых шлаковых конусов, возникших после крайнего извержения 1982 года.
Молодой шлаковый конус на склонах Толбачика
Ещё через полчаса туманы рассеялись, и мы сумели оглядеть окрестности. Оказалось, что ясной видимостью мы обязаны не улучшению погоды, а тому, что мы героически пробили облачность.
Над облаками
Вдалеке на юге виднелась Кроноцкая сопка, а также вулкан Кизимен, из которого валил солидный столб то ли дыма, то ли пара. А прямо перед нами, наконец, стал ясно виден Острый Толбачик.
Острый Толбачик
В этот момент GPS показывал примерно 2 500 метров над уровнем моря, и я впервые начал ощущать проявления горной болезни. Часто говорят, что на Камчатке пониженное парциальное давление кислорода переносится тяжелее, чем, например, на Кавказе. Подтверждаю, так оно и есть. Причём разница в высотах существенна. Например, поднимаясь на перевал ВЦСПС (Приэльбрусье), первые симптомы горной болезни появились лишь на высоте 3 500 - 3 600 над уровнем моря.
Как бы то ни было, подъём был продолжен, и спустя ещё два часа мы, наконец, добрались до кромки кратера вулкана Плоский Толбачик.
Кратер вулкана Плоский Толбачик
Сам кратер оказался совершенно спокойным. Ни масштабных отложений серы, ни фумарольной активности, ни кислотных озёр. Впрочем, ещё десяток лет назад озеро на дне кратера таки было. Говорят, оно радовало туристов интенсивно бирюзовым цветом и кислотными испарениями. Однако, со временем оно высохло, и теперь уже ничего не напоминает о былом величии.
Дно кратера
Если обойти кратер по кромке, то с северной его части можно лицезреть многочисленные вулканы Ключевской группы. Для многих туристов это единственная возможность увидеть высочайший вулкан Евразии. Тем не менее, в нашем случае он был густо затянут облаками, а потому лицезреть было нечего. Но даже без Ключевской сопки вид с Толбачика открывается потрясающий.
Немалый нтерес представляет также пирокластика, которая обильно валяется под ногами. Помимо вездесущего шлака и пепла, на склонах кратера часто попадаются лапилли, которые на Толбачике представлены причудливыми таблитчатыми кристаллами. Постепенно они разрушаются, и их сколы весело играют на солнце фиолетовыми оттенками.
Лапилли
Полюбовавшись на пейзажи, мы постепенно начали спуск. К этому моменту облачность внизу действительно начала рассеиваться. Те группы, которые не стали подниматься на Толбачик, испугавшись тумана, безусловно ошиблись. Но кто мог ожидать, что случится такая перемена погоды.
На спуске в очередной раз обратили на себя внимание необычные кучки шлака, которые формируются на поверхности ледников или снежников из-за неравномерного их таяния.
Кучки шлака на поверности снежника
Рассеивающиеся облака постепенно открывали для обзора весь Толбачинский дол. Стало примерно понятно, чего мы не видели, когда брели в гору во время тумана.
Толбачинский дол. У правого края снимка видна красная сопка. Чуть правее её идёт дорога прямо к базе. Прямо по центру видны многочисленные шлаковые конусы
Толбачинский дол. Конусы БТТИ. Северный прорыв.
Тропа проходит рядом с живописным водопадом. Бурный поток стекает прямо с Плоского Толбачика, но вода постепенно уходит под шлак.
Водопад на Толбачике
Примерно через два с половиной часа мы добрались до ЗИЛа, который упорно продолжал ждать неторопливо бредущую группу туристов. Перекинувшись парой слов с водителем, мы решили вернуться так же, как и пришли - пешком. Идти в хорошую погоду было даже интереснее, чем в тумане. Хотя окружающие камни больше не казались таинственными, зато открывающиеся пейзажи полностью компенсировали этот маленький недостаток.
Позади нас осталась дорога к Толбачику
Переход до базы занял у нас чуть более часа.
Содержание