к 120-летию Ирины Одоевцевой
выставка
«ВОСПОМИНАНИЕ. Рабочие материалы к мультфильму по книге «На берегах Невы»
Открытие 27 июля в 18:00. Санкт-Петербург, Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме.
«…Я только живая память о них» - писала Ирина Одоевцева о Гумилеве, Блоке, Мандельштаме, Ахматовой и других в предисловии к своей книге.
Память была одним из ее главных талантов: «Я помню слово в слово то, что слышала сорок - и даже больше - лет тому назад».
Одоевцева объясняла эту свою особенность так:
«Для меня в те годы каждый день и час был не менее важен, чем экзамен или первый бой. Мое обостренное, напряженное внимание регистрировало решительно все и на всю жизнь записало в моей памяти даже незначительные события».
Память связана с обостренным вниманием, направленным, в том числе, и на окружающих:
«…мне Бог послал ваши уши, - говорил Одоевцевой Гумилев, - всегда готовые меня слушать. За уши я вас больше всего и ценю». Одоевцева умела слушать, переживать выраженные в слове чужие воспоминания как свои и запоминать их навсегда: «Я только глаза, видевшие их, только уши, слышавшие их».
Эта способность сочувственного переживания основывается на развитом воображении: «…стоит мне закрыть глаза и представить себе Гумилева, Блока, Мандельштама, и я сейчас же вижу их лица, окруженные сияньем, как лики святых на иконах».
Внимание - воображение - сочувствие питают память; любовь одушевляет ее: «Я пишу эти воспоминания с тайной надеждой, что вы, мои читатели, полюбите, как живых, тех, о ком я вспоминаю, воскресите их в своей памяти и сердцах и тем самым подарите им бессмертие» - таково творческое задание Одоевцевой, обращенное к нам.
Но как воскресить в своей памяти тех, кого не знал; пережить как личные воспоминания о том, чего с тобой не было? И не является ли это свойство человека основой для понимания культуры?
Память - это дар, но это и искусство, которому можно учиться. Один из эпизодов книги рассказывает о том, как проходила такое обучение Ирина Владимировна:
« - Какое сегодня число? - неожиданно прерывает молчание Гумилев.
- 15-ое октября, - с недоумением отвечаю я.
- А что случилось в ночь с 14 на 15 октября 1814 года?
Я растерянно мигаю. Это мне не известно.
- Слушайте и запомните! В ночь на 15-ое октября 1814 года родился Михаил Юрьевич Лермонтов. И вам стыдно не знать этого.
- Я знаю, - оправдываюсь я, - что Лермонтов родился в 1814 году, только забыла месяц и число.
- Этого нельзя забывать, - отрезает Гумилев».
Холодным вечером 15 октября 1920 года Гумилев и Одоевцева служили панихиду по Лермонтову в Знаменской церкви.
Когда мы внимательно читаем об этом эпизоде, воображение рисует в нашей голове маленький мультфильм. Почему бы не воплотить это видение в реальность? Работа над мультфильмом - удивительный процесс, сочетающий в себе все вышеперечисленные качества: рассказанную историю нужно вообразить; для выражения ее в рисунке и в движении необходимы внимание и любовь; для того, чтобы персонажи получились живыми, мультипликатор должен им сочувствовать; а одушевление лежит в самой природе искусства мультипликации.
Выставка , представляющая рабочие материалы к будущему мультфильму, приглашает зрителя мысленно поучаствовать в процессе его создания, на время стать мультипликатором (одушевителем) и постараться найти свой собственный способ сохранения живой памяти.