Традиционные вещи очень важны. В этом году мы праздновали масленицу на Андреевских прудах в четвертый раз, и всякий раз получается по-новому.
В памяти зацепились разные мелочи, сделавшие воскресенье насыщенным днем. Маша пекла блины, был восхитительный запах. К блинам еще и начинки. С утра пошел снег, из окна было видно, что снежинки не падают, а летят вверх.
Мы немного опаздывали, но решили пойти пешком от «Спортивной» до Нескучного сада. Приятно идти неизвестным маршрутом, знакомишься с новыми домами. Нужно было купить по дороге стаканчики и коньяк. В магазине работал телевизор, рассказывали о фашистах в Крыму. Полдороги потом было стыдно за репортера, вообще за многих работников телевидения и за себя - в том числе потому, что месяц назад не получилось по-настоящему поговорить со знакомым, который работает на НТВ. В голове продолжалась неоконченная беседа и стыд за отечество, а снег очень приятно вертелся туда-сюда, вертелись и мысли: о том, что слишком мало заботы проявляешь по отношению к друзьям и близким, а тут еще и с ними приходится спорить на ту же тему. С другой стороны, эти споры ведут к необходимости разговаривать, т.е., как ни странно, могут провоцировать укрепление дружеских и семейных связей. Брат тоже работает для телевизора. А зачем?
Со стороны очевидна абсолютная беспомощность граждан РФ перед телевизором. Телевизор - нечто магическое. Без него нет жизни, он не предаст, не бросит, с ним всегда можно поговорить. Его волшебство в том, что ему невозможно верить, ты понимаешь это, но все равно воспроизводишь то, что услышал. А тут еще и открытие Олимпиады с «Русской азбукой»: Эрнст, пританцовывая со стилягами, рассказывает о том, как построили ББК и наступила весна, а ударники-каналоармейцы завоевали рекордное количество золотых медалей.
Мне кажется, что телевидение полезно для развития воображения. Воображение играет важную роль в жизни человека, но особенно полезно, если человек начинает думать с позиции силы.
В молодости мы с братом любили сериал «Квантовый скачок», который показывали, кажется, по «ТВ-6». Доктор Сэмуэль Беккет путешествует во времени, переселяясь в тела разных людей с целью изменить поворотные моменты их жизни, предотвратить трагедии судеб. В одной из серий он перемещается в вероятностное прошлое, в котором Вторую мировую выиграли немцы. Или еще было о том, что эволюция пошла другим путем, Землю вместо потомков обезьян населяют разумные огни. Представим, что доктор Беккет - это мы, и переместимся в другое вероятностное прошлое, в котором большевистская власть решила перенести столицу не в Москву, а в Киев (предлагал же Зиновьев Нижний Новгород). Тогда 8 апреля 1992 г. президенты Украины и России Леонид Макарович Кравчук и Борис Николаевич Ельцин подписали бы соглашение о порядке перемещения ядерных боеприпасов с территории РФ на базы Украины, и Украина стала бы единственным международно признанным наследником ядерного арсенала Советского Союза. Олимпиада 2014 года проходила бы в Крыму, а в феврале украинские войска оккупировали бы военные базы в Сочи или Анапе. Или иранские войска вторглись бы в ЮЗАО Москвы под предлогом ущемления прав таджикоговорящего населения, потому что в Госдуме обсуждался закон об изменении статуса таджикского языка (родственного фарси):
به من گوش بده. پس با دقت گوش کنید. من می خواهم شما به من به وضوح درک. اگر بپذیریم که این راه حل تنها برای حفاظت از شهروندان تاجیک. سعی کنید و اجازه دهید کسی که از سربازان خود مردم شلیک. ما می ایستاد پشت. در جلو و عقب. آنها سعی کنید به ساقه در زنان و کودکان اجازه. من را یک نگاهی به کسانی که چنین نظمی در روسیه.
(
http://www.dicter.ru/translate/Russko-Persidskij)
Я бы назвал такой сериал «Эмпатия».
В конце своих странствий доктор Беккет должен попасть домой. В одной из серий он вроде бы попадает туда, но «с воздухом что-то произошло, какое-то химическое изменение, настолько незначительное, неуловимое, что лишь слабый голос подсознания говорил о перемене» (как в «Великом диктаторе» после возвращения из госпиталя): в России все на своих местах, только она оккупирована русскими. Будучи на месте доктора Беккета, мы вдруг обнаруживаем, что эта реальность не такая уж фантастическая. Чужие войска оккупировали Крым всего несколько дней назад, в России они уже несколько лет. Или десятилетий - память стирается. Немцы открывали на оккупированных территориях церкви, нынешняя армия закрывает школы и больницы, и довольно сложно увидеть принципиальную разницу.
И тут доктор Беккет замечает, что, помимо захватнических подразделений, поработивших города и села, существует что-то иное - невидимые оккупационные войска. Мощный вооруженный десант высадился в головах соотечественников. Военные части и аэропорты в Крыму заблокированы не людьми с оружием - соотечественники блокируют эти части в своих головах, вооружившись мысленным автоматом. Образ воина-освободителя живет в сознании соотечественника, он с радостью проигрывает в воображении миротворческую операцию по спасению братского народа, именно поэтому образ материализуется, как плод коллективных чаяний (по обе стороны границы). Невидимый оккупант - в головах родственников («Соловьев показывал дворец Януковича. Но у наших-то еще больше дворцы. При Сталине за воровство расстреливали, и покрышки никто бы не посмел жечь в центре города») и друзей («В следующий раз я не поленюсь и специально приеду проголосовать за Путина»). Откуда он взялся? Оказывали ли ментальные внутренние войска сопротивление или граждане черепной коробки провели референдум и призвали на помощь: «Мы хотим в Россию, потому что там порядок, уверенность и стабильность, а главное - настоящий руководитель, который может вести страну за собой»? (Нужно было проводить этот референдум 5 марта).
Чувство самосохранения заставляет патрулировать границы собственного сознания, проверять его обороноспособность. Внутренние войска едва могут связать несколько слов по поводу происходящего, и это означает, что они в очень плохой форме.
Свой ум - царь в голове (возвращение доктора Беккета домой связано с возвращением в самого себя). Без царя в голове поселяется Дмитрий Киселев. Или должен быть не царь, а парламентская республика? Где взять этого царя? Попытки понять происходящее обнаруживают отсутствие политического и этического мышления. Но получается, что и кинематографического.
Опоздали на полчаса, хотя никто еще не пришел, только Кирилл задумчиво смотрел на замерзший пруд. В этом году в Нескучном патрулируют люди в толстых серо-зеленых куртках, похожие на танк, шуршат рациями, подходят и предупреждают, что жечь ветки и листья нельзя. Мы хотели скрыться, забраться в какую-то чащу, из которой было бы не видно патрульных, но они свисали с деревьев, выползали из-под кустов, маскировались утками. Посыпанные песком дорожки быстро закончились, приходилось пробираться по очень скользким тропам, что было особенно приятно, такие мелкие трудности всегда запоминаются.
Федя, Этель и Илюшка принесли картон и краски для производства чучела Масленицы, а также привезли Даньку в коляске. Нужно было придумать маршрут доставки коляски на труднодоступный пригорок, который мы облюбовали. На площадке, отгороженной тремя деревьями, разложили припасы, начали собирать ветки. Одна из падающих снежинок вдруг принялась расти, раскрываться, превратилась сначала в олимпийское кольцо, а потом в серо-зеленого человека с рацией. Разводить костры запрещено.
Но без костра - какое веселье? Этель с Машей вырезали огонь из картона, Илюшка нашел кирпичи и закрепил огонь между ними, затем раскрасил его и снег вокруг. В котелке варилась картошка - начинка для блинов.