(no subject)

Aug 10, 2012 02:15

Позавчера Старевичу исполнилось 130 лет, по случаю чего выкладываю текст, который вышел еще в конце мая.

Это еще одна заметка о вечере, посвященном столетнему юбилею мультипликации, на этот раз в "Учительской газете" - http://ug.ru/archive/46123 Придется откровенно признаться, что это была заказуха, т.е. мы попросили сделать публикацию, пользуясь связями, а не опираясь на интерес газеты к теме. Причем, заказуха провалилась, т.к. они почему-то опубликовали черновой текст, в котором не содержалось мысли. Поскольку некоторые из тем, отраженных в финальном, неопубликованном тексте, для меня важны, обнародую и этот неопубликованный материал:

«Мультипликация, которую мы не знаем»

8 апреля в Московском доме кино состоялся вечер «Мультипликация, которую мы не знаем», посвященный столетию русской анимации. Вечер был подготовлен учениками и педагогами Московской международной киношколы совместно с киноведами Георгием Бородиным, Николаем Изволовым и Николаем Майоровым. Именно в этот день, в 1912 году, состоялся первый показ российского мультфильма «Прекрасная Люканида или Война усачей и рогачей» (режиссер Владислав Старевич).

Важно отметить, что сама дата рождения русской мультипликации на протяжении многих десятилетий оставалась неизвестной. Лишь в этом году благодаря архивным изысканиям (в которых также принимали участие выпускники киношколы) были обнаружены документы, указывающие, что премьера состоялась 26 марта (8 апреля по новому стилю).

На вечере были представлены не общепризнанные шедевры мультипликации, но фильмы, которых почти никто и никогда не видел. Вечер стал продолжением проекта «Скрытая история», который много лет осуществляется в Московской международной киношколе. Смысл этого проекта в возвращении исторической памяти. Так, например, ученики Киношколы приезжают на Соловки, чтобы открыть, восстановить и вернуть людям память о многих безвестных жертвах сталинских лагерей. Для этого ведется поисковая и архивная работа, создается мемориальный комплекс на Секирной горе. Схожая задача решалась и на юбилейном вечере в доме кино: восстановить забытые, потерянные, вытесненные цензурой страницы истории мультипликации.

Вечер был открыт письменным поздравлением от патриарха русской мультипликации Федора Савельевича Хитрука: «Сейчас наше искусство переживает трудное время, но я уверен, что поколение аниматоров найдет в себе силы перешагнуть через эти трудности и достойно вступит в следующее столетие. Больше всего мне бы хотелось поблагодарить всех вас за верность профессии и пожелать продолжить наше общее дело».

Слова Хитрука емко отражают тот образовательный смысл, который несла в себе работа над подготовкой этого события для учеников киношколы. Благодаря такой работе будущие кинематографисты с самого раннего возраста могут почувствовать причастность к своей профессии, к ее истории, ответственность за то, что происходит в искусстве, к которому они собираются иметь отношение. В сознании учеников формируется особое ответственное отношение к той области, с которой они будут связаны в дальнейшей жизни; понимание того, что ее развитие зависит лично от участия каждого из них, что в их силах сделать что-то важное для ее будущего.

Размышляя о будущем мультипликации, студенты киношколы поняли, что будущее невозможно без прошлого: для развития искусства необходима точка опоры, фундамент, на который в своем творчестве могли бы опереться будущие художники. Вечер в доме кино стал попыткой открыть и понять прошлое, которое нам неизвестно.

Программа вечера включала даже такие «малозаметные» вещи как мультипликационные вставки в игровые, документальные или научно-популярные фильмы, мультфильмы «заказные», сделанные для забытых ныне киножурналов, ранние учебные «опусы» выдающихся мастеров, следы незавершенных фильмов, рабочие материалы, не вошедшие в прокатные версии, авторские копии искаженных советской цензурой картин. Оказывается, среди такого неучтенного и забытого материала рассыпано множество сокровищ, которые заставляют совершенно иначе оценивать и рассматривать исторический процесс. Причем многие из фильмов пришлось не только разыскивать в архивах, но и реставрировать, собирая буквально по кадрикам. Одна из таких удивительных находок - цветные («трёхцветные») фильмы, созданные еще до Великой отечественной войны и отреставрированные киноведом Николаем Майоровым.

На вечере были представлены неизвестные работы классиков нашей мультипликации: Юрия Норштейна, Федора Хитрука, Бориса Степанцева, Александра Птушко, Анатолия Петрова, Александра Татарского и мн. др. Зрители не только увидели фильмы, но, благодаря комментарию киноведов к каждому фрагменту, узнали «историческую кухню», объясняющему сделанные в нем художественные и технологические открытия.

Сквозной темой вечера стали размышления об утрате связи с прошлым и способах ее восстановления. А эпиграфом ко всему событию стали исполненная учениками Киношколы песня на стихи Пушкина:

Два чувства дивно близки нам -
В них обретает сердце пищу -
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

В них заключается от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека,
Залог величия его.

Животворящая святыня!
Земля без них была б мертва.
Как без источника пустыня
И как алтарь без божества.

…и слова литературоведа В.Я.Бахмутского: «Человек всегда интересуется прошлым. Это лежит в самой основе человеческого сознания. У животных вся информация заложена в генах или же набирается благодаря личному опыту. Человек пользуется знаниями, накопленными предшественниками, и поэтому прошлое для него - это тот опыт, который позволяет ему жить».

хитрук, бахмутский, татарский, пушкин, норштейн, анимация

Previous post Next post
Up