Жуки Герос и Цервус приветствуют гостей.
Заметка в "Российской газете" -
http://www.rg.ru/2012/04/09/animaciya-site.html В минувшее воскресенье в московском Доме Кино состоялся вечер, повещенный столетию русской мультипликации. Именно столько времени прошло с того момента, как публика впервые увидела первый российский кукольный анимационный фильм Владислава Старевича "Прекрасная Люканида". В такой памятный день логично было бы ожидать выставки достижений отечественной мультипликации за вековую историю. Но организаторы вечера решили поступить иначе и подготовили программу под названием "Мультипликация, которую мы не знаем". Картины, показанные в этот вечер, нельзя найти в Интернете. Многие из них были впервые показаны широкой публике после многих лет забвения.
Выставка, посвященная В.Старевичу.
В коридоре кинотеатра ученики Московской киношколы, одетые в костюмы героев мультфильмов развесили плакаты с портретами известных и забытых режиссёров и мультипликаторов, и кадры из их работ. Студенты активно помогали киномеханикам и торжественно открыли вечер, исполнив песню "Два чувства" на стихи Александра Сергеевича Пушкина.
Музыкальный эпиграф. Песня на стихи А.С.Пушкина "Два чувства дивно близки нам..." в исполнении студентов Московской Международной Киношколы.
Главным событием вечера стал показ "Прекрасной Люканиды". "Этот фильм в свое время стал сенсацией. Дело в том, что зрители увидели любовную драму, разыгранную не людьми, а жуками. Журналисты того времени на полном серьезе писали, что Старевичу, режиссеру фильма, удалось добиться блестящих успехов в дрессировке насекомых. Это стало неким рекламным трюком, который и приманивал толпы людей в кинотеатры посмотреть на немые суетливые фигурки, движущиеся в тишине на сером фоне. И это было настолько удивительно и необычно, что история об этом фильме дошла и до нашего времени. Но посмотреть его полностью стало возможно только сейчас", - так киновед Николай Изволов представил реконструкцию картины, с которой началась история русской мультипликации.
Историк анимации Г.Бородин представляет программу вечера.
Затем были показаны картины Александра Ширяева - танцовщика, балетмейстера и режиссёра - любителя, который начал снимать кукольное кино ещё в начале двадцатого века и работы которого лишь недавно были открыты. В программе вечера были представлены картины эпохи довоенной неигровой мультипликации, до недавнего времени считавшиеся утерянными. Среди них такие работы, как "Наш ответ", "Что сказал XII съезд о кооперации" Юрия Меркулова, "Живая карта" Дзиги Вертова и многие другие. Зрители увидели мультфильмы, снятые для киножурналов: "Собственник" Романа Давыдова и "Болтун - активист" Федора Хитрука.
Кадр из фильма А.Ширяева "Пьеро-художники".
Больше всего удивили зрителей довоенные цветные (трёхцветные) фильмы, отреставрированные Николаем Майоровым. "В детстве мой дедушка, который был киноманом, часто водил меня в кино. И вот однажды, выйдя после сеанса он сказал: "А до войны-то они были цветные! Я ещё твоего папу водил". - "Дед, ты что? Какие цветные мультфильмы до войны?". Я был маленький и естественно не поверил ему. Прошло много времени, и однажды Александр Птушко показал мне малюсенький отрывок из "Сказки о рыбаке и рыбке" в цвете. И с тех пор я заболел этим. И не верил я тогда, что получится достать эти плёнки и через семьдесят лет забвения с помощью современных цифровых технологий удастся восстановить картину в том виде, в котором ее видели зрители до войны".
"В том, что отреставрированная картина не отличается по цвету от той, что видел мой дед, сомнений быть не может" - заявил Николай Майоров. "В музее Сергея Образцова, есть кукла из этого мультфильма. Мы запустили на проекторе фильм и достали куклу из запасника. Цвет куклы и цвет изображения не изменился". Так же в рамках мероприятия Николай Майоров показал первый советский стереоскопический мультик "Кристаллы".
"Когда во второй половине шестидесятых годов во ВГИКе организовывали экспериментальную мастерскую режиссуры мультипликации, многие дипломные работы делались на студии Союзмультфильма в виде законченных картин. Эти работы не попадали в Госфильмофонд и не указываются в фильмографиях режиссеров. То есть по сути это "фильмы - призраки", если можно так сказать", - так Георгий Бородин - ведущий вечера представил дипломную работу будущего классика карикатуры Валентина Караваева "Лабиринт".
Был представлен и экспериментальный ролик к постановке "За день до нашей эры", снятый Юрием Норштейном и Федором Хитруком к юбилею Октябрьской революции. К сожалению, он не был снят полностью, сохранился лишь отрывок, но и его можно считать полноценным произведением искусства. "Фёдор Хитрук строил свой замысел на параллельном течении нескольких времён. Европейские революции должны были показываться на произведениях искусства, а Октябрьская - по фотодокументам. Прямо на середине работы Юрий Норштейн сказал Хитруку: "Либо снимать это честно. Либо вообще не снимать". Хитрук согласился, и работа ограничилась лишь коротким пятиминутным роликом", - пояснил Георгий Бородин.
В этот вечер видели зрители и отреставрированные и оцифрованные фрагменты фильмов Бориса Антоновского, найденные в середине девяностых годов на фильмотеке "Союзмультфильма". Лишь по нескольким кадрам этих лент можно сказать, что Антоновский был мастером не только карикатуры, но и мультипликации. Помимо этого на суд публики были представлены редкие работы таких знаменитых мультипликаторов, как Валентин Караваев, Юрий Норштейн, Анатолий Петров, Борис Степанцев, Геннадий Сокольский. Оказывается, изучая фильмы, положенные "на полку", документы по лентам, которые не сохранились, восстанавливая по кадру работы, которые невозможно сегодня напечатать и показать обычным способом, можно совершить настоящие открытия. Такие мультипликационные "жемчужины" могут перевернуть представление зрителей о мастерстве режиссера, а некоторые картины чрезвычайно интересны и как исторические документы, по которым можно судить о целой эпохе.