(no subject)

Oct 26, 2009 04:36

В продолжение вот этого поста об отражениях войн в литературе и кино - http://namastescop.livejournal.com/173460.html

Толстой сумел написать книгу, вобравшую в себя целый мир. Там, как и в Пушкине, есть все. О Великой отечественной войне (или о Второй мировой) такой книги не написано. Остается собирать картину по крупицам. Или же - другая аналогия - складывать осколки расколотого зеркала. Фильмы о войне по отдельности отражают какие-то ее фрагменты. Никому не удалось в одном произведении сделать то, что сделал Толстой. Но можно сложить мысленно такое произведение, выстроив фильмы, книги (что еще?) в некоторое целое, постараться увидеть в различных произведениях какую-то общую логику, найти, где и в чем они друг друга дополняют. Например, можно выстраивать, соотнося с романом Толстого. Получается интересно. "До свидания, Мальчики!" можно рассмотреть как историю Николая Ростова из первой части романа. "Иваново Детсво" - тоже Ростова, но Пети. Разумеется, с натяжкой, разумеется неточно. "Журавли" - это в чем-то Наташа. Даже линия с Анатолем там прослеживается. "Белорусский вокзал" - это написанные главы "Декабристов", начало и отправная точка толстовского замысла. Получается, что герои Толстого как бы незримо присутствуют в большинстве фильмов про войну.

Я смог вспомнить лишь один фильм, сопоставимый с "Войной и миром" по масштабу нарисованного полотна - "Underground". Когда начал думать, неожиданно оказалось, что параллелей очень много. Рассматривается жизнь людей на протяжении полувека на фоне бесконечной войны: с 1941 по примерно 1992 год у Кустурицы и с 1805 по 186какой-то у Толстого, если считать с "Декабристами". Фильм поделен на три части: "Война", "Холодная война" и "Война". Собственно, "Холодная война" - это и есть "мир", в котором война замаскирована. Тот же ракурс, из которого автор смотрит на собственное повествование - война и мир как состояния человеческой души. Вот очень жаль, что у нас нет такого фильма.

И еще любопытная параллель там есть с "Журавлями" - сцена во время бомбежки, когда Наталья говорит Марко, что ей не страшно, если он рядом. Да, вот интересно, в "Журавлях" этого хрена зовут Марк, сейчас только вспомнил.

литература, толстой, кино

Previous post Next post
Up