May 31, 2009 03:23
Интересно, почему именно Толстой и именно в самом начале своего творчества ввел тему детства в русскую литературу. Интересно также было бы понять, что эта тема дала для развития русской литературы.
Творчеству Толстого присущ особый взгляд на мир, близкий взгляду ребенка. Его способ исследования окружающего мира близок детскому. Например, способностью посмотреть на явление таким образом, будто до него никто никогда это явление не видел, и он сам видит его в первый раз, глазами, не замутненными какими-то представлениями, которые бы заранее были в голове. Два примера из "Войны и мира": сцена совета в Филях; сцена в опере, когда Наташа Ростова смотрит вокруг и не может понять, почему и для чего происходит все то, что происходит. Этот же способ думания можно обнаружить и в "Анне Карениной", и в "Воскресении" (начиная с самого первого описания прорастающей из земли растительности, затем по всему роману таких сцен целые россыпи).
Получается, что обращение к теме детства (к психологии детства) обогатило литературу новыми средствами описания, дало возможность увидеть вещи таким образом, как до этого видеть не получалось. И самое интересное, что речь не только об описании каких-то вещей, непосредственно связанных с детьми и детством, а весь мир стал выглядеть иначе, будто на него посмотрели под другим углом, в ином ракурсе.
Вроде бы Шкловский в работе об остранении находит корни этого приема как раз в творчестве Толстого. Надо прочитать.
Похоже, что появление детства в русской литературе стало не просто одной из новых тем, но каким-то важным образом переменило эту литературу. К примеру, без детей и детства сложно представить себе творчество Достоевского, слишком уж большое место в нем занимает эта тема. У Чехова тоже довольно много детей.
Похоже, что вообще искусства поздно "заметили", что в мире есть такое существо, как ребенок. Складывается впечатление, что ребенок не признавался за самостоятельное существо, а рассматривался как недоразвитый взрослый. Этот вывод можно сделать, например, из того, как дети изображались в иконописи, где младенец только один, и он уже выглядит как готовое сформировавшееся существо, только маленькое. Как бы уменьшенный взрослый. В светской живописи тоже зачастую так - дети часто похожи на маленьких старичков. Непонятно, почему.
Впрочем, все это мало чем подтверждается и очень уж сыро. Записал просто, чтоб не забыть. Или чтоб потом было, от чего отказываться.
литература,
толстой